Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.
Н. Чернышевский
На следующий день Инна позвонила в больницу, узнала о состоянии Василисы Никитичны и, следуя намеченному плану, отправилась искать старшего сына женщины.
Около дома её уже ждал Костя.
- Вы? - Удивилась Инна.
- Я. Вы же говорили, что собираетесь сегодня в другой район. А на машине всё равно удобнее. К тому же, я знаю город.
- А как же ваша работа?
- Я ведь сменился. Стандартная смена у нас сутки через трое. Но так мало кто работает. В основном, сутки через двое, по такому графику зарплата выше.
- Костя, вам нравится ваша работа?
- Нравится. Я специально пошёл работать на станцию скорой помощи. Это очень хорошая практика. Учит всему и сразу. Раздумывать обычно некогда, надо быстро принимать решения и брать на себя ответственность. Знаете, Инна - это очень мужская работа.
- А работают в основном женщины.
- Женщины у нас привыкли брать на себя всё самое трудное. Я не считаю это правильным. Мой отец ушёл из семьи, когда мне и трёх лет не было, и я с самого детства видел, как мама пыталась его заменить. Она всё всегда делала сама. Я решил, что в моей жизни такого не будет, хотя по природе своей человек я не слишком решительный.
- Вы нерешительный? - Засмеялась Инна. - На меня вы произвели совершенно противоположное впечатление. В отличие от многих, вы очень быстро реагируете на ситуацию.
- Работа на скорой. - Тоже улыбнулся её собеседник. - Я же говорил. Ну что, едем?
- Да.
* * * * *
Район, в который они наконец добрались по пробкам, фешенебельностью не отличался. Дома старой постройки, неухоженные дворы. Инна и сама жила не в новостройке, но в их районе было куда как уютней, чем здесь.
- Городской Шанхай. - Пояснил Костя. - Приезжали сюда несколько раз. Однажды на вызове "человеку плохо" нарвались на пьяную компанию. Я дверь не успел открыть, как в меня нож полетел. Хорошо, что среагировал вовремя. Поэтому, Инна, давайте я сам буду звонить, а вы держитесь немного в стороне. Мало ли что.
- Ну нет. - Не согласилась Инна. - Я хотела прийти как врач. А по вызовам у нас педиатр ходит в одиночку.
- А вы думаете они это знают? Успокойтесь, мысли этих людей обычно заняты совершенно иными вещами. Идёмте.
Он решительно позвонил в нужную им квартиру. Звонок не работал, и Костя несколько раз стукнул в дверь кулаком. Подождали. За дверью что-то грохнуло, заворочалось, зашаркало. Наконец дверь приоткрылась, и взору пришедших предстала молодая ещё женщина в ярком, но несколько замызганном, халате. Наспех завязанные в хвостик светлые волосы выбивались из-под грязной резинки, и на ногах она стояла не очень уверенно.
- Что надо?
- Мы из поликлиники. - Строго сказал Костя. - У вас недавно ребёнок болел. Почему на повторный приём не явились? Теперь доктор к вам вынужден на дом идти.
Женщина недоуменно смотрела на неожиданных гостей. Видно было, что она плохо понимает, что говорит ей Константин.
- Не болел он. - Она наконец разлепила губы. - Валерка не болел. Он у бабушки был.
- Вот у бабушки и болел. - Подхватил Костя, шагнув в квартиру. - Как сейчас ребёнок себя чувствует?
- Так хорошо чувствует. - Алина от неожиданности попятились. - Чего ему сделается.
- Позвольте, я осмотрю мальчика. - Инна тоже вошла. - В поликлинику поступил сигнал...
- Вот сволочи! - Перебила её женщина. - Настучали всё-таки. Вы, доктор, не слушайте никого. Мы с мужем Валерку не трогаем! У нас семья нормальная. Гриша работает. Вот и завидуют.
Она приосанилась, и даже выглядеть стала немного трезвее.
- А где сейчас ваш муж? - Спросил Костя.
- Так на работе же! - Женщина махнула рукой в сторону лестницы и покачнулась. - Он в магазине работает, грузчиком. Вы так и запишите.
- Запишем, запишем. - Успокоил Костя. - А сейчас доктору надо осмотреть вашего ребёнка.
Не дожидаясь приглашения, Инна прошла в комнату. Грязно, конечно. Наспех наброшенное на разобранную кровать покрывало, торопливо задвинутые под неё же пустые бутылки, заваленные какими-то вещами стулья, гора немытой посуды на столе.
Валера сидел у окна на единственном свободном стуле и испуганно смотрел в сторону коридора. Увидев Инну, радостно вскочил. Она приложила палец к губам и быстро подошла к нему. Бледненький, как обычно, но синяков и повреждений не видно, состояние нормальное.
- Тётя Инна. - Прошептал мальчик. - Я к бабушке хочу. И к Листику.
- Как ты себя чувствуешь? - Громко спросила его Инна. И тихо добавила. - Голодный?
Валерка помотал головой.
- Давай я горлышко твоё посмотрю. - Добавила Инна и повернулась к матери, которая, закончив разговор с Костей, настороженно смотрела на неё от двери. - Ложка чайная есть у вас?
Алина растерянно озиралась.
- Вот. - Инна вытащила из кучи на столе подходящую ложку и сунула её Валериной матери. - Тщательно промойте горячей водой. Тщательно.
- Валерочка, тебя не бьют? - Быстро спросила она, когда Алина вышла.
- Нет. - Прошептал он. - Только я здесь не хочу.
- Валера, бабушка опять в больнице. - Быстро заговорила Инна. - Но как только она поправится, мы постараемся тебя забрать.
Глаза мальчика наполнились слезами, но он послушно кивнул.
- Тётя Инна, ты скажи бабушке, что я её люблю. И Листику тоже. Скажешь?
- Скажу, Валерочка. Ты будь молодцом. Я обязательно ещё приду. А сейчас покажи мне всё же своё горло.
Состояние Валеры можно было считать удовлетворительным. Инна встала, обвела взглядом комнату.
- Так. Я запишу, что мальчик сейчас здоров, но вот это - она показала на кровать, стол и полы - надо убрать.
- А как же. - Торопливо закивала Алина. - Уберём.
- Продукты есть у вас в доме? Чем вы ребёнка кормить собираетесь?
- Так муж придёт с работы и принесёт. Он же вот, рядом, в продуктовом работает.
- Хорошо. А в консультацию вы на учёт встали?
- Вы откуда знаете? - Испугалась женщина. - Доложили уже?
- Мы в поликлинике работаем. - Пояснил ей Костя. - Обязаны знать такие вещи.
Она непонимающе уставилась на мужчину, но всё ещё затуманенный алкоголем мозг, не позволял Алине анализировать сказанное.
- Обязательно сходите в консультацию. - Повторила Инна. - Анализы надо сдать. И пить прекращайте. Для будущего малыша это вредно. Как врач говорю. Да и вашему сыну тоже трезвая мать нужна.
- Так мы разве пьём. - Оправдывалась женщина. - Это же праздник у нас вчера был. Именины...
* * * * *
Выйдя из подъезда, Инна оглянулась. Валерка прилип носом к стеклу и смотрел на неё полными надежды глазами. Она помахала ему рукой.
- Костя, как забрать его отсюда?
- Никак. - Костя мрачно покачал головой. - Матери он не нужен, это ясно. Но она боится соседей, поэтому будет держать сына около себя, к бабушке не отпустит. С опекой тоже всё сложно. Если они изымут мальчика, он отправится сначала в больницу, а потом прямиком в детский дом. Взять под опеку тебе его могут не разрешить. Там тоже тонкостей много. А из системы ребёнка потом вызволить гораздо сложнее.
Они сами не заметили, как перешли на "ты".
- Костя, мне бы ещё с Василисы Никитичны сыном поговорить. С Григорием.
- Давай попробуем. Мать мальчика сказала, что он работает в продуктовом.
Они направились к магазину. С обратной стороны, у служебного входа среди пустых ящиков сидели трое мужчин.
- Уважаемые, нам бы Григория повидать. - Обратился к ним Костя.
- Гриш! - Крикнул один из мужчин в приоткрытую дверь.
- Чего тебе?
На крыльцо вышел высокий крепкий мужчина. Если бы его не позвали по имени, то Инна всё равно узнала бы сына Василисы Никитичны среди остальных. Григорий удивительно походил лицом на свою мать.
"Говорят, если мальчик похож на маму, то будет счастливым". - Мелькнула мысль. - "Так ли это? Неужели, Гриша счастлив?"
- Гриш, люди пришли. Тебя спрашивают.
- Здравствуйте. - Поздоровался Григорий.
- Здравствуйте. - Костя внимательно разглядывал сына Василисы Никитичны. - Можно нам с вами поговорить?
- Поговорить можно. Мужики, отойду я. Если машина придёт, позовёте.
Они отошли к ближайшему дому. Григорий присел на лавочку, закурил.
- О чём вы хотели поговорить?
- Григорий. - Начала Инна. - Ваша мама в больнице опять.
Мужчина потупился.
- Стёпка уехал что ли?
- Нет. Степан здесь. Но ведь вы тоже сын.
- Сын. Только нужен ли матери такой сын, как я? Расстройство одно.
- Она плохо не говорила о вас. - Заметила Инна. - Только за детей волнуется. За Валеру, и за того, что родиться должен.
- Надо же. - Григорий покачал головой. - Я думал, она меня знать не хочет после всех тех бед, что я ей принёс. Я ведь, ребята, своей матери не достоин. Сколько она со мной билась. А я...
- Григорий, Василиса Никитична в больницу попала из-за того, что вы с Алиной Валеру увезли. Волнуется она за него очень.
- О как. А Стёпка по-другому сказал.
- Степан?!
- Ну да. Пришёл к нам с Алинкой. Сели, выпили. Стёпка, как всегда, стыдить меня начал, что я мать до больницы довёл. Свалил, мол, на неё ребёнка чужого, а она старая, сердце больное. Это ведь Стёпка Алине напел, что она материнского капитала лишиться может. Вот она и подорвалась за Валерой. А мне что, он пацан хороший, тихий, не мешает совсем.
- Как же так? - Инна беспомощно посмотрела на Костю.
- А так. - Гриша тоже внимательно посмотрел на неё. - Я ведь из-за чего на это всё согласился. Квартиру свою мать после смерти всё одно Степану подпишет, тут и думать нечего. Не мне же, алкашу. Стёпка и деньгами ей помогает, и вообще не чета мне. А я Алинку хочу забрать отсюда. Квартиру эту её продать, добавить, что там на расширение жилья положено, и уехать. Я половину жизни псу под хвост спустил, семью не сохранил. Но там хоть детей не было. А теперь ребёнок у меня будет. Я на Алинке женился, чтоб батя был у того, который родится.
- А Валера?
- Говорю же, не мешает. Любви, может, у меня большой к нему нет, но и обижать не собираюсь. Не потому матери забрать его разрешил, что не нужен он мне, а только мать из Алинки пока никакая. Да и из меня, что за отец. Думал, переменится в нашей жизни что-то, наладится. Только для этого уезжать отсюда надо, выбираться.
- Григорий, может поговорите с Алиной, чтобы, как Василиса Никитична из больницы вернётся, Валеру обратно к ней отправить?
- Поговорить можно. Только Алинка теперь за деньги боится. Вряд ли разрешит.
- Гриш! Машина! - Один из грузчиков махнул рукой из-за дома.
- Пора мне. - Григорий поднялся. - А вы это, если мать увидите, скажите, пусть выздоравливает. Виноват я перед ней очень. Только обратно не отмотать уже ничего.
Продолжение следует... часть 5
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------