Найти тему

Почему надетая наизнанку рубашка - плохая примета.

Слышали наверняка о таком? Помните, особенно в детстве, бывало наденешь рубашку утром на скорую руку, а она шиворот - навыворот, или задом наперед. Увидит это бабушка, и скажет - битым будешь! Заставит переодеть, да еще и похлопает по плечу шутя, мол чтобы другие не били. Знакомая ситуация не так ли?

Откуда же взялась эта странная примета? Что такого ужасного, помимо нелепого внешнего вида, в этой вывернутой рубашке?

Часто говорят, что к неудаче, или даже серьезной беде. А вот англичане напротив, считают это добрым знаком. Давайте же разберёмся в чем тут дело.

Как вы уже догадались, корни этого поверья уходят в глубокую древность - время когда люди на сто процентов были уверены,что мир помимо них населен огромным количеством духов, богов и волшебных существ. Каждое из них, могло нести в себе для человека как безусловное благо, так и смертельную опасность.

Неудивительно, что древние люди имели целый арсенал методов для борьбы с их негативными проявлениями - заговоры, чудотворные травы, жертвоприношения и многое другое. Но среди них был один верный и надёжный - вывернуть одежду наизнанку. Например, по древнерусским легендам, если человек заблудился в лесу, то это происки лешего. Чтобы лесной дух отпустил домой, нужно перевернуть швами наружу какую либо часть одежды, или надеть задом наперед обувь. То же самое сделал бы житель Карпат, узнав о том что за ним по пятам следует вампир. Ирландец или шотландец обхитрил бы таким образом проказливых фейри и эльфов, а норвежец в туфлях задом наперед убегал бы от тролля.

Василиса Прекрасная ищет путь через лес
Василиса Прекрасная ищет путь через лес

Как видите ареал использования данного метода защиты достаточно велик. Почему же нечисть так боится несоответствий в гардеробе запоздалого ночного путника? Здесь тоже не все так просто.

Если изучить как выглядели сверхъестественные существа в культуре разных народов, то можно обнаружить одну интересную закономерность. Частенько они могут являться в облике человека, однако практически всегда их можно вычислить по разного рода дефектам внешности. Это может быть телесное уродство: вывернутые задом наперед ступни, нехарактерно длинные руки, наличие только одного глаза или уха. Но встречается и непорядок в одежде - сапоги не на ту ногу, кафтан застегнут не правильно, или шуба шиворот навыворот. В общем все то, что по идее должно нечисть отгонять.

"В ярославском Пошехонье лешего представляли почти человеком. Считалось, что он может принять самый разнообразный вид, в том числе облик родственника или знакомого. Однако его всегда легко можно узнать - главное приглядеться. Как правило, он бывает подвязан красным кушаком. Левая пола его одежды запахнута направо, а не налево, как обыкновенно носят мужчины. Перепутана и обувь. Hа правой ноге надет левый лапоть и наоборот." А. Буторов. «Лесной хозяин»

Более того, на севере шаманы для проведения ритуалов частенько надевали тулупы из звериных шкур - малицы, задом наперед.

-2

Скорее всего в этом фольклорном мотиве отражается частичка психологии древнего человека. Жизнедеятельность людей, в частности их облик, одежда, всегда подчинён некому порядку, системе. Этому явлению, в свою очередь противостоит окружающий жилище человека хаос - природа с ее необъяснимыми законами. Именно по этому, существа, обитающие за пределами антропоморфного мира, всегда несут в своем облике нечто нарушающее привычный порядок, а человек вдруг попавший во власть этих таинственных законов в ночном лесу, пытается быть открытым для них, «показаться своим». Для этого он нарушает "правильность" системы своей внешности, выворачивая рубаху или надевая задом наперед обувь. И нечистая сила действительно отступает, заметив что враждебная ей схема символически сломлена. Так же и шаман, в малице швами наружу, оказывается метафорически открыт воздействиям иного мира.

С течением веков эта народная традиция практически стёрлась. Теперь потерявшись в лесу, мы благоразумно списываем свою неудачу на собственную невнимательность, а мысли о духах куда меньше будоражат ум современного человека. Однако и по сей день эхо древних представлений звучит в нашей повседневной жизни. Так что надевая майку по утру ты можешь сделать выбор - открываться миру волшебных существ, или сохранить свой привычный миропорядок. А верить в это или нет - выбор каждого :)

-3