Найти в Дзене
Jazz Center

100 лет РОССИЙСКОМУ ДЖАЗУ

Автор: Владимир Гаврилов 100 лет РОССИЙСКОМУ ДЖАЗУ. По ряду причин ощущаю причастность к эпохальному событию. Начну с самоанализа. Почему эффекты восприятия ар брют совпадают с впечатлениями от джаз-импровизаций? Изящные, завораживающих ходы изо-фантазий нередко вызывают эмоциональный радостный незапланированный отклик в соседней сенсорике, где-то «внутри» озвучиваются, получают ритмическую поддержку. При творческой включённости в арт-терапию или в медитативных размышлениях появляется взаимодополняющий эффект «синестезии» (единства чувств). Спонтанный арт-транс в всполохах музыкальных импровизаций предстаёт платформой «раскачки», аранжируя креативные взлёты. Мы эйфорично раскачиваем головой, а взаимодополняющая интеграция восприятия / познания становится ярче. Может показалось? Тогда не перечитывайте. Однако согласитесь, джаз и ар брют, это здорово!
Вернёмся к истокам реальности. 1 октября 1922 в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (позже — ГИТИС) состоялось выступлен

Автор: Владимир Гаврилов

100 лет РОССИЙСКОМУ ДЖАЗУ. По ряду причин ощущаю причастность к эпохальному событию. Начну с самоанализа. Почему эффекты восприятия ар брют совпадают с впечатлениями от джаз-импровизаций? Изящные, завораживающих ходы изо-фантазий нередко вызывают эмоциональный радостный незапланированный отклик в соседней сенсорике, где-то «внутри» озвучиваются, получают ритмическую поддержку. При творческой включённости в арт-терапию или в медитативных размышлениях появляется взаимодополняющий эффект «синестезии» (единства чувств). Спонтанный арт-транс в всполохах музыкальных импровизаций предстаёт платформой «раскачки», аранжируя креативные взлёты. Мы эйфорично раскачиваем головой, а взаимодополняющая интеграция восприятия / познания становится ярче. Может показалось? Тогда не перечитывайте. Однако согласитесь, джаз и ар брют, это здорово!
Вернёмся к истокам реальности. 1 октября 1922 в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (позже — ГИТИС) состоялось выступление «Первого в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрического оркестра джаз-банда Валентина Парнаха». В.Я. ПАРНАХ (1891- 1951) — российский поэт, музыкант, танцор, хореограф открыл для соотечественников джаз и впервые прописал это слово по-русски. Проживая в Париже, он был потрясён выступлением «Джазовых королей Луиса Митчелла». Быстро закупил весь комплект муз.инструментов: банджо, саксофон, ударную установку с педалью, прихватил диковинные шумовые - и вернулся на Родину. Неважно, что барабанщик больше показывал пантомиму, а Парнах читал стихи и исполнял диковинные танцы. Первый джазовый концерт имел «ураганный успех»! Далее, «Джаз-банд» Парнаха впервые участвовал в гос.торжествах – на карнавальном параде на Всероссийской с/х и кустарно-промышленной выставке», играл для делегатов V конгресса Коминтерана…
В 1926г на гастроли в СССР приезжали: ансамбль Jazz Kings Л. Митчелла, квинтет Фрэнка Уитерса, негритянский оркестр Сэмми Вудинга. После их ошеломительных выступлений стали массово зарождаться джаз-коллективы. Наиболее известный - московский «АМА-джаз», п/у виртуозного пианиста Александра Цфасмана (1906-1971).
Музыкальный эксцентрик Леонид Утёсов (1895-1982) с 1920-х гг выступавший в различных театрах Москвы, в 1928г в Париже был поражён «театрализацией» выступления оркестра шоумена Теда Льюиса («Ted Lewis and His Band», США). Через год в Ленинграде Утёсов создал «Теа-джаз», где помимо дирижирования, вел конферанс, танцевал, пел, играл на скрипке, читал стихи и разыгрывал сценки. С 1934г Джаз-оркестр п/у Утёсова получил статус Государственного. Утёсов называл себя джазовым музыкантом, хотя он руководил эстрадно-развлекательным коллективом; его стиль — «песенный джаз», т.е. с элементами джаза. Александр Варламов (1904-1990) с 1934г стал руководителем другого джаз коллектива, сотрудничал с негритянской певицей Целестиной Коол. Кстати, американка в 1937г пела в «театре Гигант» (Ярославль). В дальнейшем Варламов создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, являлся главным дирижёром Госджаз-оркестра СССР… Джаз соответствовал духу времени, вселял бодрость, вдохновлял на новые победы Советской страны, и Сталин верил в будущее музыки «золотого века». В 1940г в Сочи оркестр трубача Эдди Рознера (1910-1976) играл в пустом зале, но единственным зрителем в зашторенной ложе оказался Сталин, опять-же, высоко оценивший выступление.
Переключимся на Запад. В 1930-40-х на родине джаза в США, пик популярности биг-бэндов способствовал новому направлению - свингу («раскачке»). «Эпоха свинга» затронула и СССР, первыми первопроходцами подобной манеры стали музыканты оркестров Цфасмана, Варламова, Рознера, уделявшие повышенное внимание совершенствованию исполнительской техники. Во времена 2-й мировой войны музыка свинга начала терять популярность: нелегко было комплектовать коллективы «биг бэндов», да и стоимость туров оркестров непомерно возросла. Но в СССР «биг-бенды» ещё длительное время получали поддержку госбюджета. Лишь в 1969г постановление СовМина РСФСР (№319) предписывало распустить ряд эстрадных коллективов. Мода на ВИА поставила под сомнение рентабельность «биг» оркестров.
На передовой Великой Отечественной войны для советских бойцов организовывались концерты: джаз-оркестра ВРК п/р Цфасмана, Госоркестра РСФР Утёсова, джаз-оркестра Э. Рознера, возглавлявшего Гос.джаз-оркестр Белоруссии. После открытия Второго фронта репертуар оркестров обновился произведениями и западных авторов, «фирменными» свинговыми аранжировками американских биг-бэндов.
Но в 1943г А. Варламов был приговорён к лишению свободы, в 1946г сослан и Э. Рознер, но и там они собрали и руководили лагерными оркестрами. В 1947г оркестр Олега Лундстрема (1916-2005) в полном составе переезжает из Шанхая в Казань. В середине 50-х реабилитируют Рознера и Варламова, которые продолжают свою музыкальную карьеру. Рознер создаёт популярный Эстрадный оркестр, снявшийся в кинокомедии «Карнавальная ночь».
1957г VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве ознаменовался доселе невиданными нотками свободы; для 34000 гостей из 131 стран распахнулись двери «железного занавеса». В фестивальной круговерти у советских людей перевернулись взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорился ход культурных перемен… Центр Москвы буквально гудел, молодежь общалась, пела песни, танцевала рок-н-рол, слушала джаз, открыто дискутировали «вольнодумцы» … Привезённые пластинки тут же тиражировались на магнитофонах «Днепр». Ликовала и публика, учившаяся по-особому принимать джаз-музыку! Творческие идеи обогатили и джазменов, Алексей Козлов, первоначально пианист, окончательно перешёл на саксофон, а в начале 70-х создал первый профессиональный джаз-рок-ансамбль «Арсенал».
В 1962г произошло важное историческое событие. В разгар враждебных отношений с СССР, к нам приехал Бенни Гудмен со своим легендарными оркестром и дал 32 концерта в стране. А в США, по обмену, отправили пианиста Святослава Рихтера. Гудмен выпустил альбом «Benny Goodman in Moscow» (1962 г.) с живыми записями концерта со стадиона «Лужники». В середине 60-х джаз всё настойчивее, как в Москве, так и в провинции, стал проникать в развлекательные программы молодёжных кафе, звучал на эстраде продвинутых вузов, да и на танцевальных площадках в парках. Единичные знатоки джаза (они-же и коллекционеры зарубежных мелодий) стремилось обменяться своими идеями в столицу. В Москве в начале 60-х был организован первый советский джазовый фестиваль с участием: Алексея Козлова, Игоря Бриля, Германа Лукьянова, Андрея Товмасяна… Проводились и международные джазовые фестивали, чаще - в Прибалтике: «Тарту-60», «Таллин-66» … В 1966г. А. Цфасман и Алексей Баташов стали одними из учредителей и членами Международной Джаз-федерации при ЮНЕСКО… Несмотря на то, что в 1973-88гг имя Рознера официально было предано забвению, а большинство записей размагничено, на основе части его коллектива удалось создать оркестр «Современник» п/р джазового пианиста и композитора Анатолия Кролла, который участвовал в фильме «Мы из джаза».
Развитие джаза в стране по-прежнему строго «дирижировалось» свыше. На «паузу» были поставлены джазовые импровизации после «пражских событий» (1968). Но с 1973г по инициативе председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова (кстати, как говорили, большого коллекционера джазовых пластинок), в стране стали открываться джазовые отделения в музыкальных училищах, музыкантов стали брать на работу в филармонии, вновь возобновились джазовые фестивали. Однако в 1983г, вроде как в «целях развития культуры» эти массовые мероприятия были запрещены. Опять-же тов. Андропов, но уже в статусе Генсека КПСС, в доперестроечные времена не приветствовал больших скоплений народа и их перемещения по стране.
Незабываемые моменты произошли в 70-х гг, когда джаз - вышел на государственный уровень и Госдеп США совместно с Минкультом СССР организовал программу культурных обменов между нашими странами. Прошли концерты оркестров: Дюка Эллингтона (1971), Тэда Джонса - Мела Льюиса (1972), «New York Jazz Repertory Company» (1975)… Гастроли проходили в крупнейших городах: Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Алма-Ате, Новосибирске. Естественно, последние два оркестра выступали в Москве, в Ростове-на-Дону и - в Ярославле. Как наш провинциальный город, при отсутствии аэродрома представляющий из себя некий «ж/д аппендикс», когда прибывшим из Москвы американцам надо было опять «по рельсам» возвращаться в столицу, вошёл в джаз-туры Госконцерта? На этот дипломатически-музыкальный вопрос постараемся ответить чуть позже. А пока – с Юбилеем отечественного джаза!
При подготовке материала использовались материалы из открытого доступа в интернете.

Источник: Клуб «Изотерра» / ЯРО ОООИ «Новые возможности» (https://vk.com/public198944279)

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9