Этот роман – история выживания в школе, выживания среди тех, кто старше и сильнее. И в тоже время эта книга – исследование природы зла. Кого можно назвать злодеем? Могут ли сочетаться высокий интеллект и зло? Человек уже рождается злодеем или таковым его делают жизненные обстоятельства?
Над этими вопросами мы будем размышлять вместе с главным героем романа Эриком, наблюдая за двумя годами его жизни (с 14 до 16 лет). Эрик – прирожденный лидер, он сильный, смелый, умный, выносливый. Искусству выживания он учился с раннего детства, в собственной семье: отец наказывал его регулярно, превратив это действо практически в ритуал, «добрую» традицию. Эрику необязательно нужно было совершить какой-то проступок, чтобы получить порку, достаточно было некстати улыбнуться, уронить вилку за обедом, не сразу ответить на заданный вопрос. Мера наказания и его жестокость варьировались в зависимости от настроения отца, нюансы и оттенки которого Эрик научился считывать безошибочно, потому что от этого напрямую зависела глубина рубцов на его теле. Эрик старался достойно сносить все порки, стиснув зубы, не пролив не единой слезы. Эти ежедневные упражнения на выносливость закалили его характер и позволяли выходить победителем из очень сложных и опасных ситуаций.
Но, несмотря на свою силу, на ужас, который он многим внушал, Эрик всегда был против насилия, против грубых методов решения любого спора. Он старался подавить соперника психологически, заставить его капитулировать еще до начала боя. И делал он это весьма виртуозно, умело надавливая на слабые точки врага, вытягивая наружу самое главное свое оружие – страх. Если противник напуган – значит, он уже побежден.
Конечно, добыть авторитет в драке намного проще, тем более, что в этом Эрику практически не было равных. Но в новой гимназии, куда он попадает после неприятностей в прежней школе, совсем другие правила: драка – это прямой путь к отчислению, покорность и страх перед старшекурсниками – закон. Здесь все подчинено строгой иерархии, все знают свое место и стараются не привлекать к себе внимания. И только Эрик своим появлением нарушает все правила и порядки, выделяясь из общей массы и не желая подчиняться унизительным приказам. Он пытается отстоять свое достоинство, свою независимость самыми мирными способами, стараясь не поддаваться на провокации.
И старается Эрик не только для себя, он хочет в корне изменить ситуацию, хочет добиться равноправия и свободы для всех учащихся. Вот только бороться ему приходится в одиночку. Никто из учеников не решается поддержать его бунт, ведь если они проиграют, наказание будет жестоким. Этот страх определяет все их поведение, и будет затем определять всю их жизнь, они никогда не смогут выпутаться из его сетей. В отличие от них, Эрик не собирается сдаваться и будет отстаивать свою свободу всеми способами. Только вот как долго эти способы будут оставаться в пределах закона и морали – большой вопрос…
Елена Лаврентьева