Найти тему
ФединКА

В позе Чернышевского

22 августа - день рождения у Александра Павловича Кибальникова!

Вы, быть может, не слышали этого имени, но обязательно «с ним» встречались: у консерватории, на Театральной площади и на набережной города. Памятники Чернышевскому, Ленину, Радищеву и Федину – работы нашего земляка.

Если же вы не из Саратова, то памятники Есенину в Рязани или Маяковскому и Третьякову в Москве – тоже дело его рук. Наконец, если вы не из России, то мемориал Брестская Крепость – его авторства, а памятник «К Солнцу» в Женеве – почти что единственная работа, которая стоит в Швейцарии, где запрещены любые памятники.

Федин был знаком с Александром Павловичем. В одном из своих писем писатель восклицает: «Да! О Кибальникове! Работы его мне очень нравятся, и я готов позировать, но по-прежнему не представляю себе, как выбрать время?»

Вспомнил не случайно. В этом письме Константин Александрович делал правки к материалам о своей повести «Старик». Дело в том, что идею для неё Федин взял из неоконченного рассказа Чернышевского «Покража».

В своих дневниках Федин писал и о памятнике Николаю Гавриловичу:

«Сидел в сквере около Радищевского музея. Там памятник Радищеву, видимо, недурной, белого мрамора, но освещён плохо. На Театральной – огромный парк. Это все надо смотреть днём. Но потянуло туда, где так много часто бывал вечерами – в Липки. Памятник перед ними Чернышевскому просто отличный и смотрится отовсюду хорошо. Зато в Липках – дешевый, казенный, промалёванный оконными белилами, то ли гипсовый, то ли цементный Горький! Можно было бы безболезненно убрать, свалить на щебенку, и память Горького была бы уважена».

Интересно, что автора памятнику Радищеву, Федин, видимо, не знал.

Письмо о готовности позировать датировано июнем 1951 года, но памятник Федину открыт только в 1986 году – это последняя работа Александра Павловича. Скульптор серьёзно относился к каждой своей работе, так Чернышевскому он посвятил 11 лет! Константин Александрович, наверняка, его понимал, так как даже рассказы писал годами.

Личное знакомство с Фединым усложнило работу: «Как-то стеснялся!» – объяснял Кибальников. Однако, спустя годы, всё же взялся за работу и сделал эскиз, как он «сидит на берегу Волги и думает». Дочка вспоминает:

«Открытие памятника Федину состоялось в ноябре 1986 года, менее чем через год отца не стало, и я хорошо знаю, каким тяжёлым был этот последний год его жизни. Не хватало уже ни физических, ни моральных сил. Хорошо помню, как отец работал над портретом Константина Федина… Очевидно, что фигуру в граните рубил уже не отец, а его помощники, но портрет писателя, голова Константина Федина создана руками большого мастера».

Работы скульптора зачастую оказываются в центре скандалов: то необходимо убрать «вездесущего» и «подавляющего» Ленина, то памятник Федину «мешает коммуникациям», то дом скульптора планируют к сносу. Нужно помнить свои корни, чтить земляков и идти на «встречу с прошлым», а не вставать «в позу Чернышевского».

Давайте будем открыты миру и людям!

Текст: Николай Зайченко