В 1886 году начальница Смольного института Ольга Томилова покинула свою должность. Как вы уже знаете, эту отставку императрица приняла с тяжёлым сердцем — благодаря своим талантам и знаниям Томилова была прекрасной директрисой, любимой и уважаемой коллегами и ученицами. Однако выбрать преемницу было необходимо, и на должность начальницы Смольного императрица Мария Федоровна избрала Марию Петровну Новосильцеву.
Но как Новосильцева, сестра милосердия без педагогического опыта, оказалась начальницей Смольного?
Всё дело именно в прошлом Марии Петровны. В годы Русско-турецкой войны Новосильцева, уже овдовевшая, поступила сестрой милосердия в Свято-Троицкую общину. Отряд, в который попала Новосильцева, включал в себя одиннадцать сестёр милосердия и девять дам. Отважные женщины сопровождали поезда с ранеными, которые отправлялись в разные города России.
За свой героический труд все сёстры общины, участвовавшие в Русско-Турецкой войне, были награждены медалями и знаками Красного Креста. А Мария Новосильцева благодаря своей неутомимой и самоотверженной заботе о раненых стала известна самой Марии Фёдоровне.
Вероятно, рассудив, что человеческое тепло и доброта превалируют над педагогическими навыками, императрица назначила Новосильцеву начальницей Смольного.
Мария Петровна не была новатором — при ней жизнь Смольного института протекала без особых изменений. Она не стремилась к реформам и преобразованиям, и управляла институтом, сохраняя дух его традиций. И хотя отсутствие опыта затрудняло её работу, она трудилась с добросовестностью и большой энергией.
Финансовые и хозяйственные вопросы тяготили Новосильцеву, она принимала в них мало участия. Свою стихию начальница нашла в лазарете, где её опыт сестры милосердия оказался востребован и необходим.
Мария Петровна ежедневно посещала лазарет, лично заботилась о больных воспитанницах, дежурила ночами у их постелей. Именно Новосильцева сделала многое для того, чтобы уход за воспитанницами в лазарете Смольного стал лучше и внимательне.
Должность начальницы Новосильцева занимала до 1894 года. После императрица пожелала, чтобы в Смольном остался её портрет, который и был написан Петром Заболоцким в 1902 году.
Фото: wikimedia commons, goskatalog.ru
#смолянки_культфонд #смольныйинститут #новосильцева