Оферта — законный инструмент для предпринимателей, который помогает проводить сделки без использования подписей, бумаги и печатей.
В этой статье поговорим о том, что такое оферта, зачем она необходима и как ее оформить.
Что такое оферта?
Оферта — это предложение провести сделку, в котором указаны все существенные условия. Например, характеристики и цена товара, особенности возврата, а также основная информация о сделке.
Оферта бывает двух видов:
1. Публичная заключается с любым человеком, который решит купить товар или услугу. Например, предприниматель продает ноутбуки и обязан с любым покупателем заключать публичную оферту.
2. Непубличная адресована конкретному человеку. Это может быть, например, рассылка по клиентской базе с предложением сделать маникюр по более выгодной цене.
Зачем нужна оферта?
Оферта помогает упростить процесс продажи товара или услуги. Для проведения сделки купли-продажи по закону нужно составлять договор. С офертой в договоре нет необходимости.
С 2021 года интернет-магазины обязаны использовать оферту (согласно Постановлению Правительства РФ №2463). А остальные предприниматели вправе решать, выбирать им такой формат сделки или нет. Например, публичная оферта удобна в том случае, когда для продажи не требуется специфическая информация о клиенте (его финансовое положение, кредитная история, наличие задолженностей и т. п.).
Однако оферту лучше не использовать при заключении договора кредитования или страхования жизни, а также если клиенту нужны подписанные бумаги для отчетности или ему не подходят условия предложения.
Как составить оферту?
При составлении оферты лучше обратиться за помощью к юристу. Однако если вы решили сделать все самостоятельно, то проследите, чтобы в оферте была указана следующая информация:
1. Информация о продавце/исполнителе (название, ИНН, ОГРН, банковские реквизиты).
2. Полное название товара или услуги.
3. Цена и условия оплаты.
4. Порядок акцепта, то есть согласия на оферту. Как правило, это сама оплата покупки, регистрация на сайте или проставление галочки в специальном поле. Если клиент — юридическое лицо, то акцептом должна быть оплата покупки с расчетного счета компании.
5. Порядок внесения изменений в оферту.
Возврат денег за товар или услугу. Здесь важно прописать, в какой момент услуга считается полученной клиентом.
Обратите внимание: обычная реклама с указаниями условий сделки также считается офертой. Если планируете со временем поменять условия (например, цену, наличие или характеристики товара), добавьте в рекламное объявление фразу: «Предложение не является публичной офертой».
Чтобы сделать непубличную оферту, нужно направить документ с существенными условиями контрагенту.
В таком случае непубличной офертой считаются:
• коммерческое предложение,
• заявка на отгрузку товара,
• гарантийное письмо.
Выводы:
1. Оферта — это предложение заключить сделку с указанием существенных условий. Составление отдельного договора, подписи и печати при составлении оферты не требуются.
2. Интернет-магазины обязаны продавать свои товары и услуги через оферту. А остальные предприниматели могут самостоятельно решить, нужен ли им этот инструмент.
3. Составлять оферту нужно внимательно, а лучше попросить помощи у юриста.
Чтобы не пропускать новые статьи об особенностях ведения бизнеса, подпишитесь на СДМ-Банк в Яндекс.Дзене. Мы публикуем познавательные материалы про деятельность банка, делимся финансовыми лайфхаками и экономическими новостями.
«СДМ-Банк» (ПАО) (Генеральная лицензия Банка России № 1637 от 09.12.1991 г.), ОГРН 1027739296584