СОЧИ. СЕЛО БАРАНОВКА. ДУДУК, ГОРЫ, НЕБО
Михаил Авджян человек не публичный. Он живет в селе Барановка за Дагомысом, занимается своим хозяйством, семейством - у Михаила Нориковича сын, дочь и три внука. Только лишь изредка , когда очень просят родные и друзья он берет дудук и становится ясно, что это музыкант, который умеет и знает многое…
«Об истории инструмента уже столько всего написано, сказано, а он все равно остается загадкой. Существует 4 вида дудука. Это лет двадцать тому назад стало известно. Основной тот, который держит тонику, чисто держит тонику, тональность выстраивает. Остальные три уже в сопровождении, на 3 голоса. Есть дудук, «сопровождающий» для певцов. Для разных функций имеются эти инструменты. Для сольного исполнения и для пения. Ансамблевый дудук. У него немного «высоковатый» звук"…
«А как вы это узнали? Когда вообще началось увлечение этим инструментом»?
«В Армении известно, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. История его идет с дохристианских времен. А как вот он появился никто точно не знает. В «Энциклопедии» указана только хронология. Совершенствовался он тысячи лет. Я ограничил диапазон инструмента. У большинства моих дудуков … Михаил Норикович сам уже много лет делает эти инструменты, он – музыкальный Мастер. «У большинства моих дудуков ограниченный диапазон. Всего полторы октавы. А вообще у традиционного дудука диапазон большой. У тех, которые играют в оркестрах-4-5 октав».
«На чем вы учились играть? Вы же профессиональный музыкант»?
«Учился играть на кларнете в Сочи музыкального училища тогда не было. Я учился в Сухуме, в училище на «классическом» отделении. А в Ростове служил и был солистом ансамбля песни и пляски, уже совершенствовал свои навыки. Сначала увлекался классикой, потом джазом, позже меня сама собой как-то захватила народная музыка, дудук. В Абхазии был популярный народный ансамбль…, я там играл. В Армению, в российские города часто приглашали выступать. Пришлось немного переучиваться. Есть тонкости, хроматика. Есть то, что на ноты невозможно перевести. Инструмент уникальный»…
«Ваша семья относится к так называемым «беженцам». К амшенским армянам, которые бежали сюда, на Черноморское побережье из Турции. Как вы считаете, почему амшенские армяне облюбовали эти земли? Как они здесь оказались»?
«В те времена те люди (из амшенских армян Турции) считали, что они вернутся назад. Поэтому посылали сюда свои семьи. Дед приехал, когда ему было 10 лет. Тети, сестры, дети-все ехали, а мужики оставались там, по ту сторону моря - воевать. Тут тогда была ссылка, болота, просто выживали. Потом остались здесь. Этот берег ближе был. Они долго надеялись, что обратно вернутся…Мы, мне кажется, почему-то, мы ближе к России. К ней тянемся духом столетиями. Нам здесь все кажется близким, наверное, много общего с русским народом. Или я ошибаюсь»…
«Как получаются музыканты, которым дан особый талант игры на этом сложном инструменте?Я не буду перечислять фамилии, их многие люди и так знают»
«Дудук сопровождает трагедии. Он часто «оплакивает». Но его надо подбирать под конкретного человека. У многих музыкантов «свой» инструмент и это очень важно. Роль играет и мундштук, и то, чтобы музыкальный мастер может сам показать, как лучше играть на его инструменте. Если сложно дышать, ты уже не сможешь играть, не сможешь подобрать мелодию. Я убедился, что, конечно, абрикосовый дудук - это классика, а я, например, делаю инструменты из самшита. Его сушить, конечно, долго приходится. Но результат того стоит. Технология изготовления дудука «прорабатывается» годами. Если к хорошему человеку попадешь, он обязательно раскроет все секреты инструмента. Дыхательный аппарат не самое главное…Тон, характер тоже имеет значение, но не решающее. В человеке больше положительного. Это играет роль в «освоении» инструмента».
«Как вы начали делать дудук? Давно пришла к вам эта идея»?
«В те времена еще, когда дудук не имел сильного распространения в Армении. В консерватории игре на этом инструменте не учили. Если была необходимость-мастер учил. В те времена, когда я увлекся этой музыкой, было довольно сложно «достать» дудук. И я решил сам делать. Посмотрел на хороших музыкантов, скопировал размеры инструмента. Я вначале не знал, что у него внутри, какие диаметры. А ведь они имеют непосредственное значение! И вот потихоньку я начал регулировать внутренними диаметрами строй инструмента. Я начал «строить» инструмент внутренними диаметрами. Проверял на компьютере. Вот так все и пошло…Потом сам убедился-это работает размеры внутреннего диаметра. Между прочим, то, что я сейчас говорю – секрет»…
«Дудук - это сокровище нации»?
«В тех особых условиях, в которых пришлось развиваться армянской нации, дудук просто не мог не появиться. Свойственный армянскому народу характер, судьба целого народа. Это все сочетается в голосе инструмента. Армянская «волшебная флейта» вот что такое дудук».
Мы говорили о многом. О многом не успели поговорить. Разговор с мастером, так же, как и его импровизации, могут быть бесконечны. И с разной «высотой тона». Но остаются тайны, которые особо не хочется открывать. Авджян не слищком таясь, но и не особо претендуя на то, что в это можно беспрекословно поверить, рассказал, что ему подвластна способность к левитации. Умение подниматься над землей и находится так ,паря в воздухе, в течении некоторого времени. В основе искусства лежит управление энергией тела. В прежней Руси были люди, которые в религиозном порыве могли подняться в воздух. Среди них Серафим Саровский и архиепископ Новгорода и Пскова Иоанн. Недалеко от дома Михаила Нориковича находится «Баларамовка" - это ведический Ашрам. Уединенное тихое место расположено в горном селе. Научился ли благодаря давнему знакомству с йогами управлять своей энергией Авджян или ему дан этот редкий дар подниматься над землей, как музыканту, обладающему уникальными способностями игры на таком, до сих пор наделенным свойством так воздействовать на человека, каким является дудук.