Большой могильник XVII или XVIII века, включающий более 90 захоронений, обнаружили городе Тара под Омском. Работу выполнили студентами Томского государственного университета (ТГУ), сообщили в понедельник в пресс-службе Минобрнауки России.
Среди найденных вещей: золотая серьга - редкая находка для православных могильников, в которых украшения обычно не оставляли - и ядро для затинной пищали XVII века, откопанное в поселенческом слое. А также - монеты, фрагменты гончарной керамики, железные ножи, подковы, игральные фишки и кубик, другие предметы.
"Мы расчистили один из костяков и по антропологическому материалу определили, что это женское погребение. Нашли у нее в руке православный крест или, как мы их называем, крест-тельник, а когда повернули череп, увидели, что под ним лежит блестящая золотая серьга в виде свернувшейся в кольцо змеи, кусающей себя за хвост. Сам образ змеи - очень древний и распространенный, и теперь нам нужно понять, "прочитать" то, что мы раскопали", - приводит пресс-служба слова руководителя полевой практики, заведующей кафедрой археологии и исторического краеведения факультета исторических и политических наук ТГУ Марии Черной.
Эксперт отметила, что по методике реконструкции лица по черепу эксперты смогут воссоздать облик женщины.
"На вопрос, к какому времени относится найденный могильник, XVII или XVIII веку, пока нет однозначного ответа. Упоминаний о нем, описаний, обозначений в документах и картах того времени нет, или они не сохранились. Археология для того периода времени - чрезвычайно важный источник новой информации", - сказала Черная.
Особенности захоронений
Все погребения располагались не в дощатых гробах, а в деревянных колодах, то есть в выдолбленных стволах деревьев. При этом кресты-тельники находились на груди умерших, и лишь один был вложен в руку. По словам ученой, могил с тельниками оказалось в несколько раз меньше, чем погребенных, что отражает общую для того времени практику - отсутствие обязательного правила ношения креста, как и правила класть его в могилу.
Могильник находился за пределами стен Тары, хотя в то время хоронили и внутри городов - около церквей, рядом с жилыми постройками, или под полом дома как отголосок культа предков. Глубина могил была разной - от 50 см до 1-1,3 м, варьировалась и их ориентация в пространстве. В тарском могильнике захоронения расположены перпендикулярно друг к другу - по линиям север-юг и запад-восток.
Археология хорошо показывает, отметила Черная, что жесткого канона захоронения не было. Существуют вариации в погребальном обряде, причины которых прозаичны. Например, хоронили за пределами города, потому что внутри уже не хватало места, ориентировали могилу, исходя из топографических особенностей местности и т. д.
"В сознании наших предков, жизнь которых была весьма непростой, практическая сметка уживалась с иррациональными, мистическими представлениями о жизни и смерти, по сути своей, языческими. Так, люди того времени умели себя защищать, они владели правилами ведения боя, умели пользоваться оружием, детали и элементы которого - пули и пулелейки, курки, пищальные кремни, ножи, наконечники стрел и другие - представлены в раскопках. Вместе с тем свое жилое пространство они "обороняли" и посредством защитной магии, нанося сакральные метки на окна и двери. Это отражение так называемого народного варианта православия, носителями которого были наши предки", - сказала Черная.
Город Тара был основан в конце XVI века. Благодаря хорошо сохранившемуся культурному слою археологам часто удается находить в этой местности уникальный материал. Вместе со студентами ТГУ в этой экспедиции принимали участие студенты из Омского государственного университета и волонтеры военно-исторического клуба "Служилые люди Сибири".