Найти тему
Читающая семья

Жизнь трудна. Как этому помочь?

Киран Сетия - профессор философии из Массачусетского технологического института. Главы его опубликованной сегодня в бумажном формате книги "Жизнь трудна" говорят сами за себя: Дряхлость, Одиночество, Горе, Неудача, Несправедливость, Абсурдность, Надежда.

Может ли философия помочь нам с нашими житейскими проблемами? Древние философы думали, что ответ очевиден. Философия — это «лечебное искусство для души», — говорит нам Цицерон. Его сострадательная задача состоит в том, чтобы вести нас от страданий к жизни, прожитой хорошо. Современные философы кажется более осмотрительны.

В своей книге Киран Сетия соглашается с древними философами, стоящими у истоков философии. На тщательно подобранных примерах он доказывает, что философия может помочь нам справиться с невзгодами человеческой жизни: болью, одиночеством, горем и так далее.

Подумайте о страхе за то, что ваша жизнь потерпит неудачу. Сетия предполагает, что это имеет смысл только в том случае, если вы думаете о жизни как о маршруте, кульминацией путешествия по которому является завершение какого-то долгого квеста. Но вам не обязательно думать в таких терминах. Многие вещи, которые делают жизнь достойной жизни, — это процессы, а не проекты, действия, а не поиски. Если я задаюсь целью пробежать марафон, я обрекаю себя на неудачу. Но если я концентрируюсь на опыте бега, то я получаю нечто ценное независимо от того, какое расстояние преодолеваю. Ценность проекта заключается в его завершении. Ценность процесса заключается в самой деятельности. Страх неудачи предполагает перечеркивание одного другим.

Почему друзья так важны для нас? Не из-за их атрибутов. Я слушаю музыку со своим приятелем уже 20 лет. Если бы моя дружба с ним основывалась исключительно на его обширных познаниях в музыке, то я должна была бы сосредоточиться в основном на качестве музыкальных познаний. Но я привязана не к качествам, а к самому другу. Он имеет безусловную ценность. Вот почему одиночество причиняет боль: оно отделяет нас от ценности, которой являются другие люди. Из этого следует, что если мы хотим бороться с одиночеством, мы не должны сосредотачиваться на общих интересах, как если бы любовь можно было найти, поставив галочки. Мы должны внимательно следить за другими людьми, признавая их существование, и смотреть, что исходит от них.

Роль философии здесь не в первую очередь аналитическая. Нас нельзя убедить справиться со страданием. Вместо этого книга Сетии основана на выводах Айрис Мердок: философский прогресс часто заключается в поиске новых и лучших способов описания некоторых отрезков нашего опыта. Этот вид прогресса не побеждается логикой. Это требует пристального внимания, точного мышления и способности проводить различия, которые проливают свет на то, что представляет ценность. Сетия проявляет себя лучше всего, когда ясно видит что-то или кого-то — например, в рассказе о жизни с хронической болью или в рассуждениях о философе и мистике Симоне Вейль.

Целями Сетии являются недуги человеческой жизни в целом, но многие из проблем, которые преследуют нас, столь же индивидуальны, как и мы сами. Сетия нацелился на нечто более фундаментальное: проблемы, которые беспокоят нас просто в силу того, что мы люди. Любой совет, предложенный на таком головокружительном уровне обобщения, всегда рискует показаться банальным.

Возможно, философия полезна только для тех, кто уже склонен к философским рассуждениям. Но Кант был прав в том, что мы все склонны к философским рассуждениям, хотим мы этого или нет. И кроме того, какие у нас есть альтернативы? Перегруженные службы здравоохранения и психотерапии плохо приспособлены для лечения последствий горя, одиночества и эмоциональной боли. По крайней мере, философия дешевле выпивки и наркотиков. И в какой-то момент все мы должны признать тот факт, что мы и те, кого мы любим, — конечные существа, подверженные непредвиденным обстоятельствам мира. Жизнь, достойная того, чтобы жить, не свободна от страданий и боли. Лучше встретить его с ясностью, к которой стремится философия в своих лучших проявлениях.