Найти в Дзене
Мир глазами историка

Непонятые фильмы Михалкова, или "присутствие Бога на войне"

Коллаж автора из фото афиш фильмов "Утомлённые солнцем 2" и "Солнечный удар"
Коллаж автора из фото афиш фильмов "Утомлённые солнцем 2" и "Солнечный удар"

Идея этой статьи родилась почти случайно. После просмотра нового сюжета на "Бесогон ТВ" строка очерёдности YouTube вывела на интервью Юрия Дудя с известным кинорежиссёром и актёром Никитой Сергеевичем Михалковым. Интервью было взято 3 года тому назад, многие вопросы, наверное, стали яснее. Но заинтересовал разговор о таком породившим противоположные настроения фильме как "Цитадель". Собственно говоря, это даже не самостоятельная киноленты, а часть вторая полномасштабного кинофильма "Утомлённые солнцем 2", продолжения истории попавшего под каток репрессий 1930-х годов прославленного красного генерала Котова (фильм 1994 года "Утомлённые солнцем"). Если вкратце, то сюжет дилогии таков: герой Гражданской войны и любимец Сталина знаменитый комдив Котов (в исполнении самого Никиты Михалкова) вдруг к концу фильма оказывается в числе арестованных "врагов народа", а руководит операцией по его арест, которая скрытно даже от зрителей разворачивается по ходу фильма, друг юности молодой жены комдива офицер НКВД в исполнении Олега Меньшикова. А во второй фильме, сюжет которого — часть Великой Отечественной войны, оказывается, что Котов жив и находился в местах заключения, оттуда попадает на фронт в штрафной батальон; его талант военачальника понадобился Сталину и тот же герой Меньшикова, теперь уже полковник НКВД и муж молодой жены Котова, привозит на фронт приказ о восстановлении опального комдива в генеральском звании. А затем следует встреча с самим вождём советского народа, на которой Котов получает поручение от Сталина собрать всех, кого ещё можно мобилизовать (как в сказке про мальчиша Кибальчиша — "отцы ушли и братья ушли, выходите, кто ещё остался") и одолеть некую Цитадель, без одоления которой не будет Победы. Ну и дальше вызвавшая столько недовольства сцена атаки вооружённых деревянными черенками от лопат и новобранцев ещё в гражданской одежде, и сослуживцев главного героя по штрафбату, и бойцов заградотряда, и впереди всех сам Котов в полной генеральской форме.

Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

И весь этот людской поток шёл в атаку под залихватское пение под гармонь:

Имел я деньги пребольшие,
Имел я домик на Тверской,
Имел карету, трёх лошадок,
И всё я пропил, братец мой!

И вот здесь весьма интересен финал этой, казалось бы, безумной атаки. "Свободомыслящие" досадовали, чоо история, начавшаяся в 1994 году как один из актов художественного разоблачения сталинизма, в 2011 году имела такое нелогичное в этом плане завершение. Всех несчастных атакующих немцы благополучно должны были положить из пулемётов и пушек, и это было бы лишним штрихом к людоедскому образу Сталина И. В., нарисованному журналом "Огонёк" и обществом "Мемориал" (деятельность последнего теперь ещё и нелегитимна). Ан нет, Цитадель рухнет, её разорвёт изнутри как бы от преисполнения злобой. Многие патриоты тут тоже досадовали: всё вышло вместо героического подвига как будто случайно. Немецкий пулемётчик из своего чрезвычайно комфортно оборудованного отделения потянулся за паучком в бойницу и попал под пулю советского снайпера. Убитый немец опрокинул керосиновую лампу, а его домашняя белая мышка испуганно пробегая по столу,, подвинула его очки так, что через линзу солнечный луч поджёг и всё помещение. Огонь проник к ящикам с боеприпасами, и сначала взорвалась одна башня, а потом и вся Цитадель.

Взрыв Цитадели. Скриншот автора
Взрыв Цитадели. Скриншот автора

В интервью с Дудём Никита Сергеевич Михалков обозначил фильмы "Предстояние" и "Цитадель" как притчу. И генерал Котов — это не конкретный исторический персонаж, это гораздо больше, это почти былинный герой. Просто современному зрителю, не обременённому знанием Библии, невдомёк, что неспешная атака Цитадели с черенками от лопат в руках — это же трубы иерихонские, разрушившие крепостные стены. Цитадель была обречена, обречена Господом Вседержителем. Пулемёты, пушки, бронированные двери и бетонные укрепления немцам помочь были не в силах. Но именно тогда их сила стала ничтожной, когда против вооружённых до зубов фрицев двинулись безоружные (если не считать символических черенков от лопат), но свято верящие в Победу. И даже противопоставление несколько хулиганской песни в народном городском стиле не привязанных всем сердцем к материальным благам людей и комфортабельного до предела, с музыкой и кофе местом боевого дежурства пулемётчика Цитадели вовсе не случайно.

Атака на Цитадель. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Атака на Цитадель. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

И действительно, всё это и есть правда. Самая невероятная правда, не мелкая бытовая, но метафизическая. Вот потому с Божьей помощью Цитадель, которую не смогли взять всей силой оружия, пала перед атакующими с черенками от лопат в руках. Вот потому Сталин летом 1941 года говорил с уверенностью, что "наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами". Вот потому западные страны могут накачивать оружием самым убийственным "доблестные" ВСУ сколько угодно, но это бесполезно. Не будет никакой "перемоги", потому как правды за ними нет. Нет и Божьей помощи.

Другой фильм-притча был снят знаменитым Никитой Михалковым по рассказу Ивана Бунина "Солнечный удар" и дневниковым записям "Окаянные дни". Но о нём разговор в следующей статье.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.