дело нередкое, весь позапрошлый русский век набит такими. Хороших при этом - много. Ну то есть техничных, эффектных, внятно подражающих исходнику. Весь прошлый год и ещё немножечко чинила я такого Спасителя, очень характерный микс купеческого представления (и воплощения) о красивом и хорошей академической живописи, в духе Гвидо Рени:
Трогательно то, что даже трость оклад повторил мягкой формой, и шёлковый шнур вокруг шеи отковал, штихелем разметив тонкие переплетённые веревочки. Отдельное умиление вызвала попытка осторожно и _правильно_ обрезать оклад вокруг головы, сохранив терновый венец и насадив таки лучики сияния. Ох, Господи, чего ты только от нас не терпишь.
Вот, а отчего это не повторение невероятно популярного Гвидо Рени - видимо, исполнитель имел перед собой ещё печатные гравированные листы, очень распространённые в то время:
А вот Гверчино - для полноты картины:
Я люблю хорошую академочку. Очень люблю. Не я одна люблю ) Смотрю на днях чрезвычайно затянувшийся сериал про ПатерБрауна - в как не смотреть,как не смотреть :) - и привычно втыкаю в интерьеры: а там, в домике викария, на стенке висит вот это же самое, что я чинила :)
Ну вот, возвращаемся к моей иконе. Что у меня оказалось под окладом:
Живописные слои поплыли заметно, выпадов на тонком грунте ооочень много, углы обгрызены, лаковые плёнки пёстрые и жёлтые.
А сама живопись при всех её огрехах - очень "школьная", следующая правилам, техничная во всю доступную меру.
Для заполнения всех этих мелких выпадов в тонком грунте я готовила особую пластичную обратимую массу: процесс всегда очень зрелищный. А заааапах ) Мёд, луговые цветы, чуть алхимического подземелья.
Не могу удержаться - день был солнечный, я снимала и снимала.
В восковые смесовые массы добавляется высококачественный дистиллят смол , на ёмкости я навешиваю каллиграфически кожаные ярлычки: лаборатория у меня средневековая или нет :)
Добавляю после меееедленного нагревания на песочной бане - как при изготовлении хорошего кофе - правильных арабских лаков и снова грею долго, помешивая, дожидаясь нужного момента.
Янтарная масса завораживает своим видом и подводными движениями. Вот её, горячую и сияющую, наносят специальной кистью в лакуны, а затем выравнивают рельеф.
Затем следует стадия собственно живописной реставрации - подобрать многочисленными тончайшим слоями нужный цвет и тон, не загубить нежные красочные текстуры.
Всё это долго, снова очень долго. Пока икона реставрируется, занимаюсь другими - их всегда много в мастерской.
В итоге иконе возвращается цельность и химико-физическая прочность.
Почти ничего не будет видно под окладом, но это ничего ) Важно, что икона теперь проживет ещё долго.
* Спасибо за прочтение.
Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко, и можно подписаться на обновления. Это так помогает со следующими записями.
А ещё можно посмотреть другие записи по теме.