Найти тему
78,1K подписчиков

Серии открыток. От царских времен до наших дней

485 прочитали

В истории русской открытки есть несколько замечательных серий, которые можно условно объединить и обозначить по содержанию и смыслу. Например, открытки из серии «Игрушки» – узнаваемые картинки с изображениями русской народной игрушки авторства знаменитого «мирискуссника», оформителя балетов «Русских сезонов» Александра Бенуа (1870-1960). Бенуа – удивительно тонкий русский живописец, критик, историк искусства. Именно он стоял у истоков легендарного журнала «Мир искусства», оформлял балеты и оперные постановки труппы Дягилева, составил масштабную энциклопедию русских художников. Бенуа знал о них все! Неудивительно, что его собственное искусство также оказалось на высоте. Огромная любовь к русской культуре в сочетании с европейской рафинированностью, обширные знания в области искусствоведения и трепетное отношение к народному творчеству позволили этому потрясающему мастеру оставить след и в филокартии. Компанию его «Игрушкам» составили открытки советских времен, убеждающие ребятишек не играть с огнем и осторожно обращаться с опасными предметами быта.

В истории русской открытки есть несколько замечательных серий, которые можно условно объединить и обозначить по содержанию и смыслу.

Серия «Дети России» раскрывают образы детей до Октябрьской революции 1917 года., преимущественно выполненными по изображениям Елизаветы Бем, талантливого рисовальщика, художника и иллюстратора, которая очень по-женски выбрала своим главным объектом в искусстве детей. Малыши на открытках, созданных по ее изображениям, «участвуют» в иллюстрациях русских пословиц и поговорок, веселых стишков, забавных историй. Святочные гадания девчонок по старинным обрядам, купанья в блестящих тазах с клубами мыльной пены, гулянья гимназисток после занятий, дружба и драки мальчишек-озорников – каждая сценка, изображенная художницей на открытке представляет собой законченный живописный сюжет из детской жизни безвозвратно ушедших времен.

В истории русской открытки есть несколько замечательных серий, которые можно условно объединить и обозначить по содержанию и смыслу.-2

Художница проиллюстрировала сотни русских пословиц и поговорок, сопроводив ими оригинальные и всегда узнаваемые в своей трогательности изображения малышей царской эпохи. Не обошла она стороной и наиболее важные церковные праздники, широко отмечаемые вплоть до Октябрьской революции: пасхальные, рождественские и другие открытки на религиозную тему наполнены особенной теплотой. Одной из наиболее удачных серий ее авторства можно смело назвать «Азбуку». Три десятка акварелей иллюстрируют русскую азбуку, помогая малышам и взрослым прикоснуться к прекрасному, сокрытому одновременно и в книжных знаниях, и в художественной красоте ее работ.

«Дети СССР» представляет широкую ретроспективу изображений детей уже новой эпохи – Советского Союза. Эти карточки отличает многообразие детских лиц, представляющих советские республики. Мир, процветание, содружество самых разных национальностей и культур – все это мы видим на открытках советского периода. Дети СССР – счастливые карапузы, послушно уплетающие кашу из огромных мисок, обнимающиеся ребятишки разных стран, включая не только наши республики, но и дружественные государства Африки, Азии, Латинской Америки. Дети всех рас смеются, радуются, живут и учатся вместе, занимаются спортом и помогают родителям.

В истории русской открытки есть несколько замечательных серий, которые можно условно объединить и обозначить по содержанию и смыслу.-3

В советские годы все предприятия почты были объединены между собой, что позволяло выпускать почтовую продукцию многомиллионными тиражами. Благодаря этому каждая из открыток, выпущенная в какой-нибудь серии, могла оказаться в любом уголке нашей необъятной страны. Ощущение единства каждого советского человека с жизнью целой страны поддерживалось централизованной работой почты, и едиными целями, схожим бытом и культурой всего государства. Каждый ребенок в СССР также был частью единой жизни огромной страны.

Начиная с 60-х годов прошлого века, человечество отсчитывает новую эру – Космическую. Однако и до момента запуска спутника в космос, и даже до первого космического полета Юрия Гагарина наша страна уже была богата достижениями в этой области. С начала ХХ в. Россия упорно шла к освоению космоса, проводя разработки, исследования, совершая открытия. Поэтому на открытках зала «Космос» вы увидите не только знакомую каждому смелую и теплую улыбку Юрия Гагарина, но и портреты других легендарных космонавтов прошлого, ученых, изобретателей. Кроме портретов в зале представлены красочные открытки на звездную и космическую тематику, живописно отображающие общие романтические тенденции 60-80х гг. ХХ в., связанные с темой космоса. Другие планеты, иные миры, открытые созвездия и неизвестные галактики – все это потрясающе ярко и насыщенно представляет Космическую эру с момента ее зарождения и до утверждения в нашей стране.

В истории русской открытки есть несколько замечательных серий, которые можно условно объединить и обозначить по содержанию и смыслу.-4

Автор: Юлия Милович-Шералиева

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/