Фэнтези — это сказка, только более глубокая, серьезная и взрослая. В отличие от авторов сказок фантасты не пытаются никого учить уму-разуму, избегают очевидных заключений даже при наличии банальных сюжетных ходов и типизированных речовок. Их задача не просто рассказать, если бы да кабы, а представить и грамотно, убедительно и подробно смоделировать гипотетическую ситуацию, в которой может оказаться человек, а потом, оперируя основами социологии и психологии, спрогнозировать его поведение в новых обстоятельствах. По сути, даже самый невероятный, то есть сказочный, сюжет в рамках фэнтези — это всегда метафора или аллегория. Кстати, есть случаи, когда литераторы сами этого не осознают. И даже тогда их истории — это итоги осмысления и переосмысления реальности, оформленные с помощью гипербол, гротеска, литоты и, конечно, просто волшебства.
Книга Юлии Бружайте «Мария из Брюгге» — это беседа о прошлом, настоящем и будущем. Это высказанные вслух мысли о людях, цивилизациях, войнах, апокалипсисе. Фэнтезийность нужна, чтобы одновременно иметь возможность подсмотреть за событиями разных эпох и сделать более выраженным внутренний конфликт главной героини, а заодно позволить читателю, если ему захочется, абстрагироваться от происходящего, убедив себя, что все это просто фантазия, не имеющая отношения к жизни.
Книга начинается с обычного путешествия в Бельгию, где у Маши живет близкая подруга. Просто утро, кофе и поход в популярный музей. Осмотр достопримечательностей и внезапно вспыхнувшее любопытство, которое увело девушку на закрытый для посещений цокольный этаж, где хранятся редкие картины. Один взгляд, короткий взмах ресниц — и она уже Мария — девочка, спасающаяся вместе с семьей от накрывшего Европу катаклизма.
Основные события развиваются в прошлом. Не сразу становятся понятны апокалиптические вставки с серьезными размышлениями на тему цивилизации и места в ней человека. Но постепенно звенья встают на свои места, образуя прочную сюжетную цепь. Она заканчивается опять же в настоящем, где каждому придется самому ответить на вопросы о было / не было.
Книга вышла драматичной и в то же время сказочной. Она написана хорошим, гладким языком, без излишних речевых украшательств, но с демонстрацией богатства словарного запаса автора. Юлия Бружайте погружается в психологию героев и суть взаимоотношений. Она делает яркий событийный фон для всего происходящего, а философию и социологию пускает толстой нитью через весь узор своего произведения, наполняя его смыслом. Такова «Мария из Брюгге» — книга крайне необычная, потому что нарушает множество канонов, и непредсказуемая, так как мысли новы, их подача оригинальна, фрагменты о временах и людях не линейны и представлены не в порядке четко выдержанной хронологии.