Электросамокат — относительно молодой вид транспорта, следовательно, участники движения, а зачастую, и сами райдеры не до конца понимают, как правильно поступать в той или иной ситуации. Поэтому сегодня предлагаем поговорить о самокатной этике: что делать запрещено законом, что опасно, а что банально некультурно, чтобы ваши поездки были комфортными и безопасными, как для вас, так и для окружающих.
Что говорит закон?
На первый взгляд, все просто: устройство мощнее 250 ватт или быстрее 25 км/ч — это мопед, его владельцу нужны права категории М и мотошлем, а двигаться разрешается по правому краю дороги, полосе для велосипедистов или обочине, если это не создает помех пешеходам. Однако при этом ПДД приравнивает владельцев самокатов (без уточнения, обычных или электро) к пешеходам. Но даже если опустить эту юридическую несостыковку, на практике электросамокату трудно быть полноценным участником дорожного движения. Во-первых, не каждый райдер отважится и не каждое устройство сможет ехать со скоростью 40 км/ч, стандартной для городского потока автомобилей. Во вторых, в отличии от велосипедистов, мотоциклистов и водителей мопедов, владелец электросамоката банально не сможет подать сигнал о маневре. Напоминаем, что по правилам он подается рукой, которую, при управлении самокатом, отрывать от руля нельзя.
Получается, что райдеры все же ближе к владельцам обычных самокатов, а, следовательно, — к пешеходам, поэтому должны передвигаться по велодорожкам, а при их отсутствии, по тротуарам. Но в случае ДТП самокат все же может быть приравнен к транспортному средству. Такие прецеденты уже были, и, в целом, у судов по-прежнему нет единого мнения касательно того, чем же юридически является электросамокат.
От законов к этике
Первое и самое важное, что нужно запомнить — на тротуаре нет ограничений по минимальной скорости движения. Поэтому все пешеходы равны и вольны передвигаться в комфортном для них темпе, будь то бегун на тренировке, пожилая пара или компания друзей, что так любит растянуться цепью на всю ширину тротуара. Когда пешеход движется быстрее потока, он просто аккуратно обгоняет других людей, а если такой возможности нет, спокойно просит его пропустить. Простой алгоритм действий, который миллионы людей совершают каждый день, и в то же время — одна из самых распространенных причин разногласий между пешеходами и самокатчиками.
С ней связан и другой частый предмет для дискуссий — звонок. Споры о целесообразности его использования у пешеходов начались еще с велосипедистами и вспыхнули с новой силой после роста популярности электросамокатов. Казалось бы, прямое назначение этого устройства — предупреждать других участников движения, но на практике, звонок — это, скорее, не вежливая просьба пропустить, а требование, предупреждение: «Я еду, всем разойтись». Да и пешеход, которого застали врасплох, может неверно истолковать сигнал звонка, впасть в ступор или шарахнуться в сторону от неожиданности, а может банально не услышать его из-за шума города или музыки в наушниках.
К слову о музыке, она, безусловно, добавляет удовольствия поездке, но мы все же рекомендуем отказаться от нее во время катаний по городу. Она отвлекает и может помешать трезво оценить ситуацию, поэтому слушать ее в наушниках небезопасно, а через колонку - еще и невежливо по отношению к окружающим.
Следует помнить, что на тротуаре райдер — гость, а его устройство — источник повышенной опасности. Поэтому именно на владельце электросамоката лежит значительная степень ответственности за комфорт и безопасность всех участников движения. Не разгоняйтесь слишком сильно, проявляйте терпимость и уважение к пешеходам, при необходимости обогнать кого-то притормозите и вежливо попросите уступить дорогу, а если возможности безопасно проехать через поток людей нет — смешивайтесь. Соблюдение этих простых рекомендации сделает поездку комфортной и безопасной для всех участников движения.
Напоследок пара слов об уважении к самому устройству
Электросамокат — это индивидуальный вид транспорта, на котором нельзя кататься вдвоем, это смещает его центр тяжести, снижает управляемость и может стать причиной поломки. Также напоминаем, что электросамокат слабо подходит для трюков, о чём мы рассказывали в отдельной статье.
Узнать больше о самокатах и других устройствах Segway-Ninebot вы можете на нашем сайте и в группе в контакте.