Найти тему

Демо-консультация, часть 4

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Всю тему можно прочитать в подборке "Моя практика"

Мой стиль консультирования - обычно не директивный. Мои клиенты - люди интеллигентные, образованные, культурные и начитанные. Я верю, что они сами способны принять лучшее для себя решение. Однако моя роль заключается в предоставлении человеку знаний, которые помогут ему принять решение. И вот в данном случае несколько постулатов, которые придется принять клиентке сейчас, пока быстро уйти от родителей нет возможности, я сообщу директивно, как факты. Ибо это и есть факты, проверенные доказательной психологической наукой.

Факт первый и главный. Родители клиентки не поменяются.

Структура личности и социальные установки, сформировавшие убеждения родителей клиентки, таковы, что они никогда не поменяют свой модус взаимодействия с дочерью. В их системе координат дочери отдано прочное место нижайшего в иерархии. Если угодно, им для этого и нужен был ребенок (скорее всего), чтобы всю жизнь было над кем властвовать и кого контролировать. Ради этого они, вероятно, даже примирились с тем, что у них, извините, девочка, а не мальчик - мальчик дал бы отпор физической силой. В этой семье так и будет процветать не только иерархия, но и махровая мизогиния.

Да, это по большому счету не в интересах ребенка.

Да, это по большому счету нарушение закона.

Но это - факт.

Факт второй. Родители клиентки токсичны.

Отставим всю рационализацию, то есть оправдания родителей. Да, вероятно, они не знали, что это такое - подлинная душевная близость с ребенком, ибо к ним самим эту близость в детстве никто не проявлял. Да, наверно, они были поглощены работой и не то что на теплоту к дочери, а на полноценное общение с ней не хватало времени. Да, да, да - но итоговой атмосферы в данной семье это не меняет. Атмосфера токсична, и токсичность создают именно родители. То, как они ведут себя по отношению к дочери, именуется моральным абьюзом (абьюз - насилие, жестокое обращение).

Отставим также все стереотипы, которые могут довлеть над клиенткой по поводу "богоподобности" и "непогрешимости" родителей, что характерно для патриархальной семьи.

"Это же мама, она не может не любить ребенка" - МОЖЕТ.

"Если самые родные люди так относятся ко мне, то дело правда во мне" - НЕВЕРНО. Если люди позволяют себе унижать других людей, относятся к ним как к рабам - то ЭТИ ЛЮДИ САМИ имеют как минимум недостаток воспитания. И да, кровное родство вовсе не означает автоматической психологической близости.

"Это же родители, они желают только добра" - ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА. В бессознательных родительских стремлениях можно столько "добра" накопать, что ангел сбесится.

"Не все так плохо, тебя же не бьют" - ПОКА. А злой язык, как известно, порой страшнее пистолета.

Аналогичное. "Не злись на родителей, они тебя вырастили дома, одевали, обували и кормили" - ЭТО MINIMUM MINIMORUM, который обязан выполнять каждый родитель, чтобы не навлечь на себя санкции государственных органов. Особенно мне нравится всегда про "вырастили дома". Скажи спасибо, что не сдали в детдом - нормально, да?

"Не приставай к родителям, после 18 лет они тебе ничего не должны" - НЕВЕРНО. Уважительно относиться ко всем окружающим людям, видеть в каждом человеке человека должен КАЖДЫЙ, и родственные узы тут ни при чем.

"Старикам нужна поддержка детей" - НЕ БЫВАЕТ ЛЮБВИ ПО ПРИКАЗУ.

Вот основные стереотипы, которые следует развенчать логикой.

Факт третий. Даже если ты попал в клетку, из нее всегда есть выход на волю.

Благодаря перечисленным выше стереотипам клиентке может казаться, что она пожизненно "повязана" с родителями - однако это не так. Своим-то мыслям и действиям клиентка сама хозяйка! Следует просто составить себе пошаговый план установления физической дистанции от родителей, где на первых местах поиск работы, вопрос алиментов от отца ребенка и устройство ребенка в садик. А пока надо построить с родителями дистанцию психологическую. Как с ними можно общаться - мы обсуждали здесь, когда разбирали книгу Рамани Дурвасулы "Уйти или остаться". Вот ссылка на соответствующую подборку.

Однако, к сожалению, это еще не все моменты, о которых я хотела бы предупредить клиентку. Потому продолжение следует.