Этот вопрос нередко задают мне родители.
И на него нельзя ответить конкретно и однозначно. Сейчас объясню почему 👇🏻
Овладение речью является одним из самых важных этапов развития речи.
Но это понятие включает в себя не только появление звуков и слов. Здесь имеется ввиду коммуникация с другим человеком, диалог, причём с компонентами невербального, неречевого общения.
Есть определённые этапы, через которые должен пройти каждый ребёнок:
1️⃣Формирование навыков коммуникации
Интерес к лицу, жестам, голосу взрослого человека наблюдается уже у младенцев в возрасте до 6 месяцев.
2️⃣Развитие навыков невербального общения
Ребёнок все чаще обращается к родителям за помощью в разных ситуациях, смотрит в сторону взрослого, пытается привлечь внимание, показать, что ему нужно.
3️⃣ Произнесение первых слов
С 1 до 1,5 лет появляется лепет, который обозначает конкретные предметы. Ребёнок может ещё полноценно не говорить, но речь уже понимает.
❗️Если этот этап не наступает, то нужно бить тревогу и вести ребенка на диагностику.
4️⃣Формирование речи
После 2х лет малыш достаточно зрелый для того, чтобы самостоятельно говорить слова и предложение из 2-3 компонентов.
5️⃣Расширение активного словаря ребенка
Этот этап продолжается на протяжении всей жизни.
В каком бы возрасте ребёнка не привели на занятия, он должен пройти все эти этапы.
И, зачастую, мамы думают, что если ребенку 3-4 года, то уже через месяц занятий он заговорит. Но малыш может находиться только на первом этапе речевого развития и, чтобы он начал говорить, нужно пройти все этапы, «перепрыгнуть» сразу на последний невозможно.
Поэтому, чем раньше родители увидят «звоночки», чем быстрее они обратятся к специалисту, тем эти этапы будут выстраиваться раньше, тем быстрее ребёнок заговорит.