1. Конкуренция
Что такое конкуренция всем детям известно в контексте отношений: соревноваться по успеваемости, за место в олимпиаде или за то, кто первый выйдет отвечать к доске. Что такое конкуренция в экономике разберемся в рамках предмета обществознания.
1) Определение конкуренции
Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.
Задачи конкуренции в экономике:
ᄋ определение рыночной цены произведенной продукции;
ᄋ уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;
ᄋ контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.
2) Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:
ᄋ техническими;
ᄋ экономическими;
ᄋ социально-организационными.
Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.
Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Во многом конкурентоспособность товара определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако есть различия между этими понятиями.
3) Функции конкуренции в рыночной экономике
Выделяют шесть основных функций конкуренции:
1. Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.
2. Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
3. Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.
4. Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.
5. Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
6. Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А создает более или менее успешную рыночную экономику совокупность конкурентных отраслей. Мотором рыночной экономики именно поэтому называют конкуренцию.
4) Таблица «Черты конкуренции
Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.
5) Виды конкуренции
Конкуренция бывает чистой (совершенной) и несовершенной. Подробнее о видах конкуренции можно узнать из таблицы.
6) Виды монополий
Естественные и искусственные монополии различают в зависимости от характера и причин возникновения.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). В роли такого монополиста часто выступает государство при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Картель, синдикат, трест и концерн — формы искусственных монополий.
ᄋ Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.
ᄋ Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.
ᄋ Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Лишены производственной и коммерческой самостоятельности предприятия, входящие в трест.
ᄋ Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Обратная ситуация может сложиться: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. Решающую роль при ценообразовании в этом случае будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. На рынке такая ситуация называется монопсонией.
7) Государственное регулирование конкуренции
Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. Наша страна в течение долгих десятилетий активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. В руках предприятий-монополистов находилась вся промышленность.
Потребовалось с переходом к рыночной экономике создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.
8) Участники конкурентных отношений
Участников правовых отношений законодательство называет субъектами.
Субъекты правовых отношений:
1. Продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход.
2. Покупатели товаров или услуг. Для них закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели могут обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.
На рынках товаров и услуг спрос и предложение формируют совместные действия покупателей и продавцов. В условиях свободной конкуренции они уравновешиваются естественным образом и устанавливают экономически справедливые цены.
На конкурентные отношения влияют и другие субъекты:
ᄋ федеральные органы исполнительной власти;
ᄋ органы местного самоуправления;
ᄋ Центральный банк РФ;
ᄋ государственные внебюджетные фонды.
В конкурентной борьбе не участвуют эти субъекты, но находятся в поле зрения антимонопольного законодательства, так как способны предоставить отдельным компаниям значительные преимущества: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. Влияют негативно эти действия на других участников конкурентной борьбы.
Интересно, что в круг субъектов конкурентного права включаются не только уже работающие предприятия и реальные покупатели, но и потенциальные продавцы и потенциальные потребители:
ᄋ потенциальный продавец — тот, кто готов в течение одного года начать производить и/или продавать товар, который уже есть на рынке по цене не превышающей среднерыночную больше, чем на 10%;
ᄋ потенциальный покупатель — тот, кто готов приобрести товар, но по каким-либо причинам еще не сделал этого.
9) Вопросы для самопроверки
1. Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? Какие органы отвечают за выполнение этого закона?
2. Как называется рыночная ситуация, обратная монополии (один покупатель и множество продавцов)?
3. Какие из следующих утверждений верны, а какие — ложны?
a. Конкуренция защищает производителей товаров от разорения.
b. Совершенная (чистая) конкуренция позволяет одновременно существовать на рынке большому числу конкурирующих фирм.
c. Конкуренция приводит к увеличению затрат на товар для потребителя.
d. В роли монополиста может выступать государство.
4. В чем проявляется аллокационная функция конкуренции?
5. Какие формы искусственных монополий вы знаете?
Вывод:
Некоторые предприниматели считают, что конкуренция – это удел слабых компаний, а за действительно хорошей продукцией очередь выстроится естественным путем. Но на самом деле максимум прибыли может получить тот, кто хорошо знает своих соперников и умело использует свои сильные стороны.
Когда все данные собраны в одном месте, надо их проанализировать и сделать выводы. Подумайте, как полученная информация коррелирует с вашим продуктом и идеями по продвижению. Для этого надо задать себе ряд вопросов, например:
ᄋ Получится ли у вас конкурировать по цене или преимуществам с текущими игроками?
ᄋ Как вы можете отстроиться от конкурентов?
ᄋ Как выглядит рынок в вашей нише? Перенасыщен ли он или, наоборот, пока спрос выше, чем предложение?
ᄋ Какого продукта не хватает рынку? Можете ли вы его предложить?
ᄋ Какие слабые места есть у конкурентов и как вы можете их использовать?
Анализ рынка конкурентов нужно делать регулярно, как гигиеническую процедуру в маркетинге: раз в квартал или как минимум раз в год, чтобы не отстать от рынка.
Даже если компания успешно работает несколько лет, другие фирмы будут в чем-то превосходить ее. Если понять, в чем заключается превосходство, можно усовершенствовать свой продукт, рекламу или бизнес-процессы и в результате повысить прибыль.
Анализ других фирм необходим для формирования эффективной конкурентной стратегии. Ведь с ее помощью можно добиться следующего:
ᄋ количество новых клиентов увеличится, ведь оффер компании будет более выгодным, по сравнению с другими;
ᄋ повысится конверсия, то есть доля тех, кто в итоге стал клиентами. Потому что благодаря изучению других фирм предприниматель сможет устранить недочеты в своем процессе продаж;
ᄋ повысится число постоянных клиентов, ведь программа лояльности будет выгоднее, чем у прочих продавцов;
ᄋ увеличится узнаваемость за счет увеличения числа довольных покупателей.
С помощью конкуренции повышайте эффективность компании, как целой экономической системы, так и ее звеньев!