ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном законе о государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации от 31.05.2001 № 73-ФЗ, (далее – ФЗ о ГСЭД) в статье 4 «Принципы государственной судебно-экспертной деятельности» указано: «Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах …. объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники».
К сожалению, подавляющее большинство психологических и психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве по семейным спорам, связанным с воспитанием детей этим требованиям соответствуют неудовлетворительно.
И основную роль в этом играют недостатки теоретико-методологического характера, которые закономерно обуславливают недостатки методов и конкретных методик судебного психологического исследования.
ФЗ № 73 о ГСЭД требует от судебного эксперта всесторонности и полноты исследования. Для выполнения этого требования необходим теоретический инструмент, позволяющий равномерно заполнять соответствующее информационное поле, т.е. подбирать частные объекты исследования таким образом, чтобы при целостной диагностике подэкспертного не оставалось существенных «белых пятен», а степень внимания к диагностике того или иного существенного для судебного разбирательства свойства, соответствовала степени его важности.
В арсенале методов судебно-психологической экспертизы накопилось большое количество методик. Это положительное явление имеет и свои отрицательные стороны. Во-первых, имеющаяся дифференциация различных форм исследования привела к чрезмерному расчленению диагностической информации о подэкспертном, нарушая целостное представление о нем. Во-вторых, практическому психологу-эксперту сложно ориентироваться в огромном количестве диагностических методик и полученных с их помощью результатов (иногда противоречивых).
Аналогичная ситуация наблюдается и при решении проблемы психологической коррекции, использующейся при антикризисном психологическом сопровождении семьи. Здесь, однако, имеются дополнительные сложности. Во-первых, практическая психокоррекция должна опираться на психодиагностику, как на средство определения предмета коррекции и средство обратной связи. Приступать к коррекции, не имея качественных исходных диагностических данных, не безопасно. Как в таких случаях говорят врачи: «Уж лучше пусть живет, чем лечить». Во-вторых, психокоррекционные методики, в сравнении с психодиагностическими, имеют более скромную теоретическую основу для проверки их качества.
Все это существенно осложняет практическую работу психолога. Поэтому необходимы теоретические критерии оценки различных диагностических методик с целью их отбора и систематизации для решения проблемы системной судебно-психологической диагностики. Теоретические критерии необходимы и для оценки коррекционных методик, используемых при антикризисном психологическом сопровождении семьи.
В общетеоретическом плане такие критерии содержатся в теории системной психологической диагностики, теоретико-методологической основой которой явился системный подход, описанный в трудах L. Bertalanffy (1969); C.W.Churchman (1968); М.И. Сетрова, (1972); И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина (1973); Э.Г. Юдина (1978); А.И. Уемова (1978); В.П. Кузьмина (1980); Б.Г. Ананьева (1968); Б.Ф. Ломова (1984); В.А. Ганзена (1984); Е.Н. Князевой., С.П. Курдюмова (1994). И.В. Прангишвили (2001); В.Н. Спицнадель (2000); В.Д. Шадрикова (2007) и др.
Под системной психологической диагностикой мы понимаем целостное исследование важнейших психологических свойств и функций многоуровневой структуры личности на основе системного подхода.
Системный подход явился теоретико-методологической основой и системной психологической коррекции, которая появилась позже системной психодиагностики и, во многом, на ее теоретической и практической основе.
Под системной психологической коррекцией мы понимаем целенаправленное изменение важнейших психологических свойств и функций многоуровневой структуры личности на основе результатов системной психодиагностики.