Вы, уважаемые читатели, наверное, заметили, что в последние месяцы на ТВ в который уже раз показывают старые, не раз уже прокрученные на экране фильмы и сериалы. Похоже, из-за санкций запас фильмов и сериалов у телевизионщиков истощается.
Вот недавно и на ОТР прошёл сериал «Пётр Лещенко. Всё, что было…».
Год выпуска - 2013-й. В том же году состоялась премьера сериала на украинском ТВ. А уж в 2017-м – на Первом канале российского.
И вот в наши дни – повтор на Общественном телевидении.
Читателей, которые привыкли к формату «твитов» или клипов, предупреждаю, что статья будет большой. Оно и понятно: речь пойдёт о жизни очень талантливого, некогда суперпопулярного артиста, и о том, как нам преподнесли эту жизнь на телеэкране.
А взяться за написание этой статьи решил, поскольку меня, что называется, до тошноты достали кадры пыток и издевательств экранных советских гэбистов над певцом Лещенко. С этих кадров начинается и заканчивается чуть ли не каждая серия из 8-ми.
И ещё одной причиной, заставившей заинтересоваться подлинной жизнью артиста, стало полное непонимание, за что и почему тот попал в «лапы садистов» из ГБ и погиб в тюрьме.
Итак, сравним киношную и реальную жизнь Петра Лещенко. И попробуем понять авторов сериала, в первую очередь, сценариста, так искорёжившего его биографию, его судьбу.
В одном из интернетовских источников биография танцора и певца Петра Лещенко уложилась в полтора десятка строк. В другом – заняла несколько страниц. В сериале –растянулась на 8 серий.
Вот и мы разобьём рассказ о Петре Лещенко на 8 частей.
1. В сериале:
Румыния. Тюрьма в Констанце, за окном – 1952 год.
Петра Лещенко допрашивает садист с погонами советского капитана-гэбиста. В ход идут моральные и физические пытки и избиения. А Лещенко вспоминает «всё, что было…» в его пёстрой, яркой жизни.
…Российская империя. Кишинёв, 1907 год. Девятилетний Петя, принятый в церковный хор, не поёт со всеми, «не может петь хором, себя не слышит». Оставшись без хоровых денег, мальчишка пытается петь на паперти. Заработанные деньги он отдаёт матери, но их отбирает отец-алкоголик. Вскоре отец умирает.
В жизни:
Семья матери вместе с 9-месячным Петром (родился в 1898 году) из-под Одессы переехала в Кишинёв, где спустя девять лет мать «вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова».
От автора:
Не стыкуется что-то у авторов. При таком отчиме – зубном-то технике - на паперти петь ни к чему. Да и официального, зарегистрированного отца у Пети не было изначально: согласно записи в церковной книге – «незаконнорожденный».
К слову, в благополучной, судя по всему, семье позже родились две сестры Петра: Валентина, 1917 г.р. и Катерина, 1920 г.р. Мы о них ещё вспомним.
Но кому интересна благополучная судьба? Нужна киношная «клубничка».
Добавим воспоминаний самого Петра Лещенко:
"До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор (здесь и далее выделено автором). Регент этого хора позднее определил меня в народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование.
В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика".
От автора:
Выходит, в реальной жизни артиста не было ни киношной Кати Завьяловой с её папой инженером—железнодорожником и занимаемых её семьёй 7-ми комнат, ни друга Андрея Кожемякина, с которыми он в составе трио песнями зарабатывал в ресторане. Как не было у Петра и отца-алкоголика, периодически избивавшего сына за выступления в ресторане.
Заодно, похоже, не было ни цыганского табора с дочерью цыганского барона Златой, ни любовной истории, ни подаренного Петру цыганами аккордеона.
Короче говоря, не было всего того, о чём нам повествует 1-ая серия.
Кроме церковного хора. Хор был.
Но на этом зрительский интерес не завоюешь, а с ним не будет ни метража, ни рекламы по ходу того метража, ни денег авторам фильма.
2. В сериале:
Российская империя. Бессарабия. 7-й донской полк, 1914 год.
Вольноопределяющийся Лещенко покоряет сослуживцев исполнением на аккордионе мелодии «На сопках Маньчжурии», которое прерывается сообщением о начале войны с германцами.
Начало войны офицеры и солдаты воспринимают с энтузиазмом, на «ура».
Пётр услышал Катю в госпитале, где лежит раненый, а она - уже известная певица Екатерина Завьялова - приехала выступать перед бойцами.
Бессарабия. Рокшаны, октябрь, 1917 год. Выписываясь из госпиталя, встречаются два боевых товарища: Петр Лещенко и Георгий Храпак. Друзья обсуждают возможность присоединения к армии Корнилова. По пути Лещенко заезжает сначала к матери за аккордеоном, отосланным ей в связи с якобы гибелью сына, потом к Кате Завьяловой.
Аккордеон сохранился. Но Катя с отцом эмигрировали в Париж.
Белые прорываются в Крым, к Врангелю. На пути у них крепость, занятая красными с запасами продовольствия и боеприпасов в ней. При осаде крепости белые применяют «психологическое оружие»: небольшая группа солдат под аккомпанемент Петра Лещенко во главе шеренг идет в атаку. Крепость взята, раненый Лещенко лежит до ночи на поле боя.
От самого Петра Лещенко:
"…был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен — и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв.
Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии".
И ещё из жизни:
"В 1918 году Бессарабия вошла в состав Румынии, и Пётр Лещенко оказался румынским подданным.
После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 года Лещенко работал токарем у одного частника, служил псаломщиком в церкви, подрегентом церковного хора в церквях, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишинёвской опере.
С осени 1919 года в составе танцевальной группы четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Альгамбра», затем с ними же весь 1920 год — в кинотеатрах Бухареста".
От автора:
Получается, и здесь авторы фильма соврамши. Не был прапорщик Лещенко ни у Корнилова, ни у Врангеля. И в «психологическую» атаку белых под музыку не вёл. Он в это время токарничал, пел или танцевал, зарабатывая на жизнь.
К слову, остатки войск Врангеля покинули Крым в ноябре 1920 года. Помните, замечательный фильм «Служили два товарища»?
Выходит, ещё одна серия построена на вранье, пардон, на фантазиях сценариста.
3. В сериале:
После ранения при взятии крепости Лещенко остаётся жив, а придя в сознание в госпитале, получает сообщение от офицера сигуранцы (тайная полиция в королевстве Румыния), что отныне он — румынский подданный. В госпитале Лещенко знакомится с одесситом, евреем по национальности, Даней (Даниилом) Зельцером, который предлагает Лещенко свои услуги в качестве его импресарио. Он готовит выступления Петра в бухарестском ресторане «Альгамбра». Лещенко имеет огромный успех. Успех сопровождает выступления Лещенко в Кишинёве, Риге, Праге, Париже, Константинополе, Бейруте, Дамаске, Афинах, Салониках, Лондоне, Берлине, Белграде, Вене.
Денежные переводы, которые Лещенко регулярно отправлял матери, возвращаются. За выяснением обстоятельств он отправляется в Кишинёв, от отчима (в сериале – отставной солдат) узнаёт о смерти матери, встречается с другом Андреем Кожемякиным, который на войне потерял руку.
Чехословакия, Прага, театр «Ольгабер», 1932 год. После выступлений поклонницы берут приступом двери уборной артиста. Так продолжается после каждого концерта. На одном из выступлений Лещенко видит в зале своего боевого товарища Храпака. На знаки зайти за кулисы тот соглашается, но так и не появляется.
В жизни:
"До 1925 года как танцор и певец в составе различных артистических групп гастролирует по Румынии. В 1925 году уезжает в Париж, где в течение трёх месяцев выступает в парижских кинотеатрах. Лещенко выступал с гитарным дуэтом в балалаечном ансамбле «Гусляр» с номером, в котором он играл на балалайке, а затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену, танцуя вприсядку. Номер имел успех у публики.
Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт, латышкой. Пётр и Зинаида стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой.
В феврале-апреле 1926 года в Париже Лещенко выступал танцором в ресторане «Норманди».
Поляки-музыканты, приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. С мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока — Константинополь, Адана, Смирна (здесь Лещенко в июле 1926 года оформил брак с Закитт), Бейрут, Дамаск, Алеппо, Афины, Салоники.
В 1928 году супруги Лещенко возвращаются в Румынию, поступают танцорами в Бухарестский театр «Театрул Ностру». Затем — переезд в Кишинёв. Вплоть до зимы 1929 года супруги Лещенко выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах.
Когда Зинаида забеременела, их танцевальный дуэт распался. В поисках альтернативного способа зарабатывания денег, Лещенко обратился к своим вокальным способностям. В январе 1931 года у Петра и Жени родился сын — Игорь".
От автора:
Здесь вынужден прервать цитату.
Это что же получается? В сериале нам рассказывают о многочисленных гастролях певца Лещенко, о том, что «после его выступлений поклонницы берут приступом двери», а в жизни танцор «Лещенко поступил в балетную школу».
И со своей женой знаменитый и сверхпопулярный певец знакомится не во время её прослушивания, а в балетной школе.
И все многочисленные гастроли совершает не всемирно известный певец, а малоизвестная пара танцоров.
И лишь из-за беременности партнёрши распался не вокальный, а танцевальный дуэт Лещенко.
И происходило всё это в конце 20-х, начале 30-х годов, когда в сериале уже повсеместно бушует слава певца Петра Лещенко, на которую неустанно работает его импресарио Даня Зельцер, которого в реальной жизни, напомню, не существовало, поскольку постоянного импресарио у Петра Лещенко никогда не было.
А в сериале сцены с ловким и пробивным импресарио занимают массу экранного времени.
Но продолжим цитату из биографии знаменитого артиста.
"Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Лиепаю. В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «A.T.». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком — создателем танго, романсов, фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским — автором «Татьяна», «Миранда», «Настя-ягодка».
Хозяин нотного магазина в Риге осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Parlophon». Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия)".
От автора:
Вот когда настал «звёздный час» певца Петра Лещенко.
Им было записано и выпущено огромными тиражами 120 пластинок. Значительно больше, чем у Фёдора Шаляпина и Александра Вертинского. Недаром Шаляпин назвал его (как говорят, с некоторой долей зависти) «пластиночным певцом». А Вертинский крайне пренебрежительно о нём отзывался, называл его «вульгарным кабацким певцом». Хотя, на взгляд автора - отнюдь не музыкального специалиста и знатока - сам мало чем отличался от Лещенко и по репертуару, и по исполнению. А уж по месту исполнения (в ресторанах) и аудитории – ничем.
В жизни (продолжение цитаты):
"С весны 1932 года вновь работает вместе с Закитт в Черновцах, в Кишинёве. В 1933 году Лещенко с семьёй решил обосноваться на постоянное жительство в Бухаресте и поступил на работу в павильон «Рус». Кроме того — турне по Бессарабии, поездка в Вену для записи на фирме «Columbia». В 1935 году он открывает в Бухаресте ресторан «Лещенко», который просуществовал до 1942 года. Лещенко в своём ресторане выступает с ансамблем «Трио Лещенко» (супруга певца и его младшие сёстры — Валя и Катя).
В 1935 году Лещенко дважды выезжает в Лондон: выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта, Лещенко даёт два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьёй выезжал в Ригу. Всё остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане".
4. В сериале:
Лещенко устраивает прослушивание в свой ансамбль — ищет женский вокал. Одна из претенденток, Жени Закитт, накануне приходившая к нему осипшей, на следующий день поражает его своим исполнением, он в неё тут же влюбляется.
На его концерт в ресторан приходит Фёдор Шаляпин, с которым после концерта они вместе пьют шампанское и тоскуют по Родине. Но по России без большевиков.
А в таксисте, подвозившего Жени домой, он узнает однополчанина Храпака.
Лещенко на стихи Храпака пишет песню, но не успевает показать её автору: после их встречи Храпак кончает жизнь самоубийством.
Это всё происходит в Париже.
На дворе 1935 год. Лещенко на берлинской студии звукозаписи своим стремлением к идеальному исполнению доводит до изнеможения артистов ансамбля. Не выдерживают звукорежиссёры, музыканты. Сдают нервы у беременной Жени Закитт. На улице за окном идет киносъёмка марширующих нацистов.
От автора:
С каждой серией киношные события развиваются всё чудесатее и чудесатее.
Не знаю, была ли в действительности встреча Лещенко и Шаляпина.
Но известно, что у танцоров Жени Закитт и Петра Лещенко к тому самому вечеру с марширующими по Берлину штурмовиками уже был мальчонка четырёх годочков от роду.
Вот, что касается замены отпетого садиста-капитана на более спокойного и рассудительного полковника, то эту замену авторы производить были вправе. Поскольку ни того, ни другого не могло существовать в действительности. Но об этом позже.
5. По сериалу:
1939 год. Вена.
Проездом по пути в Париж на один день в Вене появляется Катя Завьялова.
На экране – страстная, постельная сцена в дешевом гостиничном номере. Катя уезжает в Париж.
А в это время беременную во второй раз Жени Закитт импресарио Даня отвозит в роддом, где на свет появляется дочь.
В баре, куда Лещенко после расставания с любовью юности зашёл выпить кружку пива, он бьёт пустой пивной кружкой по голове одного из австрийцев, вдохновлённых очередным выступлением по радио Гитлера по поводу завоевания России. Тот выплеснул остатки пива из своей кружки в лицо Лещенко.
Посетители бара его избивают, но не до смерти.
В Бухаресте Лещенко выступает в ресторане «У Лещенко». В один из вечеров нацистский офицер требует прекратить выступления певца на русском языке. Возникает драка между немцами и румынами, другими посетителями.
Власти недовольны фактом скандала.
Лещенко предлагает румынскому генералу разрешить ему гастроли в Кишинёве и Одессе.
Лещенко узнаёт, что цыганский табор его друзей разорен, многие цыгане убиты, друзья Лещенко арестованы. Пётр выступает организатором в деле побега из тюрьмы детей барона - Василя и Златы Зобар.
От автора:
Ещё одна серия, события которой выдуманы от начала до конца.
Даже с рождением дочери не ясно, поскольку во всех источниках указано, что у Лещенко и Закитт был только сын. Может, второй ребёнок умер в младенчестве, неизвестно.
Только что делать с песней «Девонька милая», вроде бы посвящённой дочери? А может, и не дочери, а молодой женщине?
Авторы же сериала, не мудрствуя лукаво, показали две беременности Жени, но вскользь рассказали об одном рождении. Оно и понятно, что в том интересного – рождение ребёнка.
То ли дело сексуальная страсть между людьми, двадцать лет не видевшими друг друга! Тут и постельная сцена неплохо получилась, без этого нынче – никуда.
А уж пивной кружкой австрийца по голове в австрийском баре – это авторы уж совсем меру утеряли. Тем более, аншлюс Австрии состоялся в 1938 году, а на дворе – по фильму – год 1939-й.
И если в сериале вынесли из бара и выбросили на улице тело живого Петра Лещенко, то в реальности, скорее всего, выбросили бы останки изувеченного певца.
Что касается цыганской темы, то тут удивляться нечему. Коль взялись за неё, так надо тянуть до конца. Авторы и дотянули – немцы (почему-то не румыны) расстреляли брата с сестрой.
6. В сериале:
На одесские гастроли отказывается ехать жена Лещенко Жени, а выезд Даниила под вопросом из-за его национальности. Помогают цыгане. Теперь по паспорту Даниил Зельцер -«болгарин».
Ансамбль едет на гастроли. В купе вагона вваливается пьяный румынский капитан, который зовет Лещенко спеть перед едущими в Сталинград офицерами. Зельцер пытается румына отговорить, чем вызывает гнев капитана, который пытается устроить над ним самосуд. В тамбуре вагона Зельцер капитана убивает из его же пистолета, а труп члены ансамбля сбрасывают с едущего поезда. Лещенко берёт пистолет убитого себе.
1942 год. Зал оперного театра в Кишинёве переполнен. С первым аккордом музыки в ложе немецкого командования раздаётся взрыв. В диверсионном акте участвует друг детства Лещенко — Андрей Кожемякин. Он же на дороге в Одессу передает Петру чемодан со взрывчаткой для провоза его в город. (После этого в кузове автомобиля ансамбль Лещенко исполняет мелодию песни "Шаланды полные кефали" из фильма "Два бойца", вышедшего на экраны в Советском Союзе только в 1943 году.).
В жизни:
"В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16-го пехотного полка румынской армии, к которому был приписан как офицер-резервист. Но Лещенко под разными предлогами старается уклониться от службы и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.
В декабре 1941 года (после оккупации Одессы румынскими и немецкими войсками) Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк. В январе 1942 года директор театра сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела оккупационной администрации на въезд в Одессу".
7. В сериале:
Ансамбль в Одессе. Накануне выступления немецкое командование выдвигает требование включить в концерт несколько народных немецких песен.
За кулисы приходит Вера Белоусова, девушка, которой необходимо передать чемодан со взрывчаткой. Она, оказывается, играет на аккордеоне и в портовых кабаках, исполняет немецкие песни.
Одновременно с концертом Лещенко происходит взрыв крейсера на рейде.
После концерта Пётр провожает Веру домой, где его радушно принимают соседи, жители одесского двора. Под самогон ночью начинается второе отделение концерта (похоже, одесситам комендантский час – не помеха). В это время импресарио Зельцера забирает гестапо. Гестаповцы не верят в его национальность, указанную в паспорте, находят пистолет в чемодане. Во время допроса и пыток Зельцера убивают, труп полицаи сбрасывают в море.
1944 год. Лещенко вместе с Верой возвращается в Бухарест, занятый Красной Армией. Происходит встреча бывшей и будущей жены Лещенко.
Лещенко подбирает новый репертуар. В своём ресторане исполняет «Тёмную ночь». На его выступление приходит военный комендант Бухареста с супругой, проявляющей знаки внимания к Петру Константиновичу.
В жизни:
"Лещенко с ансамблем выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года. 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл свои сольные концерты.
На одной из своих репетиций он знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Делает Белоусовой предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закитт. Скандалы, разборки с бывшей женой завершились получением очередных извещений из 16-го пехотного полка. Лещенко удалось добиться получения документа о мобилизации для работы на месте, и таким образом временно избежать отправки в действующую румынскую армию. Но в феврале 1943 года он получил распоряжение сдать этот документ и немедленно явиться в полк для прохождения воинской службы.
Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу он не явился. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6-й дивизии. До июня 1943 года он выступает в румынских воинских частях.
В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым, в действующую армию. В Крыму до середины марта 1944 года он служит при штабе, а потом заведует офицерской столовой. Затем он получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу и узнаёт, что семью Белоусовых скоро должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.
В мае 1944 года Лещенко зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой.
С сентября 1944, после входа в Бухарест Красной армии и объявления Румынией войны гитлеровской Германии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и его жена Вера Лещенко".
8. В сериале:
Петр с Верой собираются получить советские паспорта и вернуться в СССР. Органы безопасности СССР выдвигают условие, по которому жена Лещенко может вернуть свой советский паспорт только после того, как отбудет срок по статье «измена Родине».
Ресторан «У Лещенко» национализирован и преобразован в столовую для военных.
1952 год. Лещенко с супругой едет в Брашов на выступление. По дороге в автомобиле закипает мотор, и, чтобы не опоздать на выступление, Лещенко идет к месту выступления пешком. Однако начать выступление не удаётся — его арестовывают сотрудники СМЕРШ. Следом забирают и Веру.
Румыния. Тюрьма в Констанце. 1952 год. Веру вынуждают подписать отказ от мужа. У Петра вновь меняется офицер, ведущий допрос, возвращается тот самый садист-капитан. Органы интересуют подробности выступлений на оккупированных территориях, связь с бывшей советской подданной Верой Белоусовой. Лещенко предлагают публично отречься от жены в обмен на московскую квартиру в центре и почёт. Он отказывается.
Заключительные титры сериала:
Пётр Лещенко умер в тюремной больнице Тыргу-Окна в 1954 году. Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты. Место могилы неизвестно. Вера Белоусова-Лещенко была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, в 1954 освобождена. Умерла в Москве в 2009 году.
В жизни:
"С лета 1948 года супруги выступают в кафе и кинотеатрах в Бухаресте. Позже устраиваются на работу в созданный Театр эстрады.
Лещенко выясняет возможность возвращения на родину в Советский Союз, обращается в официальные органы, пишет письма Сталину и Калинину.
26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности социалистической Румынии (секуритате),в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.
Из румынских источников: Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.
Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине. Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко (прозвучавшим в документальной киноленте «Фильм памяти. Пётр Лещенко»), ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!». Более они не встречались.
П. К. Лещенко умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года. Место его захоронения неизвестно. Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.
В июле 1952 года последовал арест жены Веры Белоусовой-Лещенко. Как гражданка СССР она обвинялась в браке с иностранным подданным (гражданином), что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года», предписание со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда СССР.
Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENȚIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА). (Из «Книги репрессированных», изданной в Бухаресте)
Вера Лещенко писала воспоминания о муже, умерла в Москве в 2009 году".
От автора:
В заключение большой по объёму статьи остаются замечания и вопросы к авторам сериала, тАк ради киношной красивости и из-за, мягко выражаясь, неприязни к советской власти и нашему прошлому изуродовавшим подлинную биографию выдающегося, небывало популярного артиста, певца Петра Лещенко.
Начну с ресторана.
«Советские изверги» отняли у Лещенко ресторан. И тот вынужден был пойти на паперть к церкви, просить милостыню.
Окститесь, господа. Тот ресторан, напомню, прекратил своё существование ещё в 1942 году.
Почему? Не знаю.
Но зато знаю о существовании Постановления Госкомитета Обороны № ГКО -5594с от 10 апреля 1944 г. «В связи в вступлением Красной Армии на территорию Румынии». В нём чётко и ясно сказано: «Румынских порядков не ломать и советских порядков не вводить».
Есть и пункт, имеющий отношение к имуществу – для Лещенко он был уже неактуален. С 1942 года. Но всё же:
15. Объявить во всеобщее сведение, что все личные и имущественные права румынских граждан и частных обществ, а также принадлежащая им частная собственность находятся под охраной советских военных властей.
То Постановление, как и положено, подписано Председателем Государственного Комитета Обороны И.Сталиным.
И кто-то меня сумеет убедить, что какой-то майор, по сути, пославший - по фильму - Петра Лещенко вон из его ресторана, осмелился пойти против воли Сталина?! Полноте.
А как вам кадры, в которых жена военного коменданта Бухареста устраивает тому скандал, требуя освободить арестованного Лещенко. А Герой Советского Союза, генерал-лейтенант жалко мямлит что-то о СМЕРШе.
Господа киношники, вы что? Какой в 1951 году советский военный комендант в столице суверенной социалистической Румынии? Какой СМЕРШ, упразднённый ещё в 1946 году?
И мой главный вопрос к авторам: вы что за развесистую клюкву на весь экран развесили, показывая на территории Румынии – социалистической – тюрьму, в которой надзирателями - советские солдаты, а следователями – советские офицеры? На территории суверенной Румынии советские гэбисты хватают румынских граждан и увозят в неизвестном направлении.
По всем документам дело Лещенко состряпали, вели и его до смерти довели румыны.
Но вот за что они так окрысились на него, всю жизнь бывшего румынским подданным, а позже гражданином – загадка.
Которую киношники так и не разгадали. И не пытались разгадать Они пошли другим путём – создали сказку по мотивам жизни выдающегося, а для кого-то – великого артиста, певца.
Не могу не вспомнить сценариста сериала - Эдуарда Володарского, умершего ещё до выхода сериала на экран.
Несомненно, это бы очень талантливый и очень плодовитый сценарист, драматург. Достаточно вспомнить, что по его сценариям было снято 84 фильма и сериала! Среди которых – «Проверка на дорогах», «Свой среди чужих, чужой среди своих»», «Мой друг Иван Лапшин». Это в советское время.
А уже позже, в постсоветское время были: «Троцкий», документальный фильм «Обыкновенный большевизм» (у Ромма, напомню, был "Обыкновенный фашизм»), «Штрафбат» (ТВ), «Последний бой майора Пугачёва», «Мы из будущего», «Утомлённые солнцем 2: Цитадель" (ТВ), «Жизнь и судьба» (ТВ), «Страсти по Чапаю» (ТВ), «Пётр Лещенко. Всё, что было…».
Вспомнив эти фильмы и сериалы, понимаешь, откуда в Румынии появляются экранные советские тюрьмы, почему на экране - сплошь и рядом свирепые гэбисты с садистскими наклонностями. Понимаешь, откуда авторское пристрастие к сочинению сказок про своих экранных героев.
Кто-то скажет: но это ж художественный фильм, не документальный.
Вы это бросьте!
О приключениях «майора Пугачёва» или о "чёрных копателях" «из будущего» можете снимать всё, что в голову влезет, цензура отменена. Но о подлинных исторических личностях, о реальных людях, известных зрителям из истории, потрудитесь снимать без вранья.
Как и о реальных событиях.
А то, ишь, моду взяли: я художник, я так вижу.
Находятся такие, которые и Курскую, и Сталинградскую битвы уже преподносят, как наши поражения.
Борис Полевой, когда писал свою «Повесть о настоящем человеке», в фамилии своего героя изменил лишь букву, сделав его судьбу, по сути, вымышленной, поскольку он ввёл, допускаю, в своё произведение и вымышленных героев. Но при этом ничего не переврал в судьбе главного героя.
На этом заканчиваю слишком большую статью о сериале, рассказывающем о выдающемся русском артисте - Петре Лещенко.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.