Найти тему

Грядёт изменение мироустройства. Что менять будем?

ФАКУЛЬТАТИВ «НАУЧНАЯ КАРТИНА РЕАЛЬНОСТИ»

Сначала на повестке дня простой вопрос, что такое мироздание? Если обобщить имеющуюся информацию, то мироздание охватывает всё то, что материально во Вселенной. Один из аспектов бытия (реальности), как системы, выходит у нас – это мироздание. И оно правильно, ведь всякое здание из чего-то строится, объективно ощутимого. Между тем, иногда мироздание отождествляется с понятием «космос». Насколько правомерно так считать? Что такое космос? А космос есть материальная система, где существует определённый порядок. В хаосе нет никакого порядка, но в космосе он есть. В общем, как мироздание, так и космос, - это Вселенная. Да, ещё космос – это мир, или же совокупность материальных миров. Что-то типа того, в итоге материальный аспект реальности – это мироздание.

Ну а теперь более тонкий вопрос, что такое мироустройство? Здесь сразу лучше высказать мысль о том, что мироустройство, какое бы оно ни было, является результатом действия законов мироздания, а также воздействия идей на человечество. И мироустройство, в общем случае, расценивается как порядок. Миропорядок – другое синонимическое название мироустройства. Вот в этой парадигме упорядоченности и порассуждаем сейчас. Если мироздание – материя системы, внешний аспект системы или мир форм, то мироустройство уже порядок в данной системе, внутренний аспект, больше субъективный.

Вначале также скажем, наука понимает мироустройство в рамках, так называемой, научной картины мира. «Научная картина мира образует концептуальный уровень понимания мироустройства в его единстве и взаимосвязях, соединяющий естественнонаучный и мировоззренческий (философский) уровни знания».[1] Но научная картина мира – это видение учёных мироздания в мировоззренческом контексте. Это видение может быть, как естественнонаучным, так и гуманитарным, но, в целом, объективное, с материалистической научной позиции. Большинство гуманитарных научных направлений придерживаются научных объективных методов изучения реальности. Даже философия зачастую является выражением объективного взгляда на мир среди учёных.

Хорошо, мы привыкли взирать на мир и формировать для себя образ реальности. Образы реальности нельзя обнаружить объективно, пощупать их, они элементы субъективной сферы. Наше воображение всегда радостно сформирует нам какой-либо образ реальности. С другой стороны, в образах реальности «скрываются» некоторые модели или формы репрезентации той реальности, которая подлежит восприятию. И что такое модель, в данном случае? «Модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект, способна замещать его в процессе изучения или создания. Объект, модель, которого создана, называют моделируемым объектом или объектом-прототипом. Модель – это тоже объект. Модель отражает черты моделируемого объекта. Но модель – это не копия объекта, в модели неизбежно упрощение, огрубление».[2] Выходит, образ реальности, как модель реальности, может являться своеобразным информационным объектом, отражающим воспринимаемую реальность. Да, мы хотим сказать, что мироустройство понимается с точки зрения общественного сознания, по крайней мере, в информационном отношении. Более того, мироустройство есть нечто, зависящее от сознания, скорее всего. Но это наши предположения.

По всей видимости, действующие законы мироздания создают условия в материальном мире, для информационного обмена, который, в свою очередь, обуславливает – сознание. Получается, чтобы изменить мироустройство, нужно что-либо поменять в общественном сознании? Если так, то предстоит эпоха, когда отношения и взаимодействия между людьми будут сильно меняться. Это и создаст иное мироустройство, более справедливого мира. Недаром такое внимание сегодня к культуре, которую мы характеризуем как общественное сознание. Явно придётся менять отношения между собой, значит, свет увидит перспективная идеология. Дело в том, что идеология, как бы тут не дискутировать, всё равно в большей степени является следствием восприятия идей. Но идеи проводят в мир законы мироздания. Идеи правят миром, как говорится. Между тем, есть один тонкий момент, существует различие у людей в восприятии идей. Не отсюда ли то или иное мировосприятие? Причём, определённый уровень мировосприятия может эволюционировать.

Мировосприятие понимается иногда как картина мира, созданная на основе восприятия этого мира. Между тем, мировосприятие выражает действия, иначе говоря, опыт в построении образов реальности. Вероятно, воспринимаемые нами идеи могут также трансформироваться в образы реальности, но эти идеи, сложно сказать, откуда вообще появляются. В целом, идеи – это ментальность, а ментальность у нас как бы растворена в общественном сознании, и смешивается с превалирующей в культуре эмоциональностью. Ну, ничего страшного, для этого случая существует опять-таки идеология. Далее, усердствуя в поиске определений понятия «мировосприятие», мы натолкнулись на энциклопедический словарь педагога (основы духовной культуры), где излагается следующее: «Мировосприятие - опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности – его мысли, чувства и поступки». Понимание закономерностей в мире, какое-то понятие о законах мироздания, связаны, вероятно, с функцией мировосприятия. И это понимание законов мироздания помогает в формировании мировоззрения, но зависимо от мировоззрения. Тогда что такое мировосприятие? Если будем не строго подходить к осмыслению мировосприятия, то его соотнесём с взглядом на жизнь, по аналогии с взглядом на мир. Такое допущение нужно, чтобы продолжить разговор о мироустройстве. Ибо мироустройство, по нашему мнению и согласно нашим рассуждениям, во многом продукт как раз мировосприятия как взгляда на жизнь.

Отметим, мировосприятие тесно связано с мировоззрением, что поднимает важность философии. Не зря сегодня в мире такое внимание, как к культуре общества, так и к философии. Ведь происходит изменение мироустройства. Выходит, менять будем философию в первую очередь? В некотором смысле философия представляет собой взгляд на мир (мировоззрение) и взгляд на жизнь. Взгляд на жизнь у нас будет считаться мировосприятием. Но в широкой интерпретации философия означает путь к всеобщим знаниям, путь к мудрости. Отлично, чтобы изменилось мироустройство, нужно как-то выбрать – путь. Определение пути – то, что может сейчас происходить. Происходит, заметим, объективно, по-другому уже не будет, мир меняется независимо от нашего желания сохранить всё как было, реагируя на законы мироздания.

На этом грандиозном пути необходимы соответствующие знания о реальности и знания о жизни. А философия – «коллективное мышление», между прочим. Для перехода на иной уровень мироустройства, судя по всему, надо, чтобы общество созрело в сфере общественного сознания. Здесь без знаний ничего не получится. Причём, в отношении поиска смыслов, актуальными вопросами становятся вопросы о смысле жизни и цели жизни. «Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи».[3] Вокруг идей формируется как таковая философия. Поэтому философия как бы растворена в общественном сознании. Удар по культуре (общественному сознанию) и философии, это также противодействие иному мироустройству! Более того, это противодействие эволюции! Что, в свою очередь, является фундаментальным злом. Итак, понимание идей, принадлежащее функции философии, взаимное понимание среди людей, всё это вместе с философией, ориентированной на знание реальности, следует брать в новый мир с новым мироустройством. Отметим, философия – это метод развития разума. И как же нам не хватает сегодня разума! Но почему возникает в обществе новый этап, когда меняется мироустройство? Дело в том, что меняется мировосприятие, в сферу контакта входят другие перспективные идеи, и для общественного сознания устарели все прежние идеологии!

Идея справедливости витает в воздухе, хотя кризис текущего мироустройства всё разгорается, человечество входит планомерно в новый виток своего эволюционного развития. Шаги перемен видны ведь, хотя бы в информационном ключе, ускоряется информационный обмен, создаются всё более совершенные информационные технологии. Развитие разума, так сказать. Нужно уже подстраиваться, стимулировать свою ментальность, степень присутствия которой в общественном сознании пока небольшая, но она прорывается сквозь эмоциональную пелену. Но что должно начать меняться вместе с изменением мироустройства в первую очередь? Правильно, мироустройство характерным образом проявляется в экономической сфере. Современная «культура потребления» должна утратить своё доминирование. Развитие разума, идея справедливости, экономическая проблема распределения, на что обратить внимание? На воспитание и образование, надо полагать. Везде нас ожидают перемены. А проступающие передовые идеологии, содержащие перспективные идеи, должны нести принципы нового мироустройства, где возвышенной ценностью станет единство человечества.

Так что менять будем? Конечно, прежде всего, себя. Берёмся за свой ум, меняем ментальные привычки, развиваем ментальность, консолидируемся на возвышенных чувствах в искусстве, природе, облагораживая эмоции. Все вместе в новую культурную реальность. Можно посмотреть с «жадностью» на философию, у кого тяга есть, но на философию с опорой на знания, стараться без спекуляций! Если есть выверенная гипотеза, то она подкрепляется здравым смыслом. По крайней мере, тренироваться тут никто не запрещает.

[1] Шипунова О.Д. История и методология науки: Учебное пособие. 2016. С. 220

[2] Основы информационной научной картины мира : учеб. пособие / Т. В. Минькович ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2018. С. 17

[3] Балашов Л.Е. Философия: Учебник (систематический курс). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2019. С. 17