- Вот эту плату кладешь сюда. Вот здесь крепишь болт. Быстрее надо, конвейер не будет ждать, - мастер неодобрительно смотрит, как я путаюсь в винтиках-болтиках и прочих запчастях. Потом вздыхает, делает сам, а мне дает следующий «лот» с тем же самым заданием.
Я нахожусь на минус первом этаже производственного объединения, которое изготавливает всю электронику для российского автопрома - от датчиков дождя и системы ЭРА-ГЛОНАС для легковушек до сложных мультисистем в электробусах.
Цех относительно небольшой, плотно набит разнообразными станками (но сплошь зарубежными -швейцарскими, немецкими да французскими): в одной половине автоматика собирает будущий «мозг» автомобиля, в другой - я и мои коллеги вручную крепим недостающие детали. После нас изделие проходит проверку, потом дополнительные тесты на разных стадиях сборки. Для лаборатории, где продукция проходит испытания, выделили отдельное здание. Конструкторы, программисты и разработчики в том же офисном центре, что и мы, но на верхних этажах. «На вершине пищевой цепочки», - усмехаясь, поясняют мне коллеги.
КТО РАБОТАЕТ
Коллектив достаточно смешанный. Мигрантов почти нет, и все они хорошо говорят по-русски, возраст разный: от 20 до 60, средний - 35-40 лет.
Дарья пришла сюда года три назад из бухгалтерии. Говорит, цифры надоели так, что в глазах рябило. Игорь был менеджером, попал под сокращение, срочно искал работу из-за ипотеки. Думал, что на время, остался уже на второй год.
Диля устроилась сюда незадолго до меня. Живет в Подмосковье, добирается час. До этого в гипермаркете занималась выкладкой товара рыбного бренда. Предприятие закрыли из-за того, что прекратились поставки сырья. 15 лет канули в никуда. Так она оказалась среди винтиков и шестеренок, в которых не понимает ровным счетом ничего.
- На первом этапе понимать особо нечего. Нужно наработать навык, - успокаивает мастер Алексей. - Сейчас важна усидчивость. Да, тяжело сидеть на одном месте. Но эту неделю вы учите одну операцию, на следующей - другую, потом третью. А когда сами работать начнете, мы будем вас с линии на линию перемещать, чтобы глаз не замыливался. И вам веселее, и нам лучше - так меньше косяков.
ХАЛАТ И БЕЛЫЕ ТАПОЧКИ
Одежду (форму) и обувь (белые тапочки) здесь выдает работодатель. Обувь специальная, не накапливает статическое электричество. Посетителям в обычных ботинках выдают наклейки и вкладки, чтобы они могли пройти через прибор на входе в цех.
В цех запрещено брать телефоны, следят даже за тем, чтобы в ушах не было наушников: ничто не должно отвлекать. Повсюду камеры, но отдельной охраны на входе-выходе нет.
Мне доводилось работать на разных предприятиях: на складе интернет-магазина, на швейной фабрике, в хлебном цеху. Здесь я впервые увидела условия, похожие на человеческие. Система кондиционирования, пожарные «сигналки», кулеры с водой. Даже курилку оборудовали! А когда я узнала, что предприятие сотрудников еще и кормит обедами за свой счет, грешным делом даже подумала - а не сменить ли мне в самом деле профессию? А что? После испытательного срока мне еще и ДМС оформят!
И главное - недостатка в работе тут нет (см. «О главном»). Кто-то сокращает сотрудников, здесь набирают. Я проходила стажировку на оператора первого разряда. После трехмесячного испытательного срока присваивают второй разряд, еще месяца через три - третий. Чтобы продвигаться по служебной лестнице дальше - придется учиться дополнительно, но все оплачивает работодатель. Так что и карьерный рост гарантирован.
Цена вопроса
Оператор первого разряда получает 35200, премия 8800, итого 44 тысячи рублей без вычета налога. Второй разряд - полтинник без вычета налогов и так далее. С надбавками и премиями рабочие специалисты могут получать до 100 тысяч. А уж если на техника-инженера выучиться, и по зарплате выйдешь на другой уровень.
О главном
Полное импортозамещение
Производство, на которое я пришла, работает по принципу полного цикла - то есть продукт собирается с нуля до готового изделия, партнерские предприятия разбросаны по всей России: в Костроме, Димитровграде, Владимире, Тольятти и Энгельсе.
Раньше трудились на «Рено» и «Форд». Сейчас главным заказчиком стал АвтоВАЗ. Среди других - ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. По словам «местных», работы у них всегда было столько, что даже в пандемию конвейер не останавливали ни на минуту - заставили надеть маски, дезинфицировали все вокруг, но темпа не снижали. А недавно от АвтоВАЗа поступил большой заказ (какой - «низам» пока не говорят), из-за чего выходные и праздники временно отменяются, и все начинают выходить круглосуточно на 12-часовые смены.