Найти тему
МК в Башкортостане

Архзащита: «Застройщики намерены снести особняки на улице Октябрьской Революции»

Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Эльза Маулимшина утверждает, что еще четыре года назад, в 2018-м, мэрия Уфы намеревалась снести все старинные особняки, расположенные на улице Октябрьской Революции.

    архив МК
архив МК

Сегодня, по словам правозащитницы, появилась надежда, что после реконструкции улицы, запланированной к юбилею столицы Башкирии к 2024 году, эти дома удастся сохранить. Хотя, как полагает г-жа Маулимшина, застройщики по-прежнему вынашивают планы о сносе старинных домов на улице Октябрьской Революции.

- Позади исторической застройки уже успели возвести высотки, - поведала Эльза Маратовна. - И жильцы этих новых зданий считают, что памятники архитектуры находятся на их придомовой территории. Они намерены обратиться в суд, чтобы снести эти дома. И даже показывали мне постановление уфимской мэрии о сносе исторической части улицы.

Впрочем, архзащитникам не впервой судиться с застройщиками.

- Нам удалось отстоять дом Степанова-Зорина, - рассказала Эльза Маулимшина. - Застройщик намеревался снести особняк, а на его месте возвести высотку. Правда, новый дом все же построили буквально в 10 метрах от памятника, но сама старинная усадьба теперь будет жить – у нее появился новый владелец, который обязан отреставрировать дом.

Правозащитница говорит, что в сегодняшних условиях общественная деятельность по сохранению старинной архитектуры может быть связана с большим риском.

- Мне самой приходилось висеть на ковше экскаватора, - признается она. - Всем активистам приходилось, потому что застройщики иногда бывают очень агрессивными и, желая расчистить площадку, действуют весьма жесткими методами. Вспомните только, сколько в Уфе сгорело памятников архитектуры! И мы уверены, что все эти пожары были преднамеренными.

Г-жа Маулимшина напомнила, что в Уфе в 2016 году, несмотря на все усилия архзащитников, которые в буквальном смысле бросались под экскаваторы, все-так снесли доходный дом купца Кочкина.

- С застройщиком удалось достичь договоренности, что дом Кочкина восстановят в другом месте, - говорит Эльза Маратовна. - Он обещал сохранить кладку, но восстановления дома мы ждем до сих пор.

Зато на минувшей неделе наконец решилась судьба дома Тихониных и усадьбы Бухартовских, являющихся памятниками культурного наследия. Аварийные здания продали на торгах при стартовой цене в 1 рубль.

- Этот башкирский опыт намереваются внедрить по всей стране, - говорит эксперт. - Потому что в других регионах России принято передавать исторические здания в аренду, а не в собственность. Тем не менее, на наш взгляд, продажа здания более эффективная схема. Новый хозяин дома будет вкладываться в сохранение памятника, потому что ему это интересно. Согласно договору с уфимскими властями, владельцы обязаны выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрацию и приспособление к современному использованию. Эти условия должны быть выполнены до конца 2023 года.

Как говорит Эльза Маратовна, реставрация такого здания - очень дорогостоящее и хлопотное дело, так как восстановление утверждают в минкульте.

- Несмотря на этот эффективный метод, первые торги были неудачными, - рассказывает Эльза Маратовна. - Здания покупали перекупщики и на подписание контракта никто не приходил. Торги проводили по несколько раз. И только на минувшей неделе исторические особняки приобрели собственники, которые подписали контракты и намерены восстанавливать памятники, а потом открывать их для ведения бизнеса.

Эльза Маулимшина сообщила, что в Уфе есть хорошие примеры реставрации исторических зданий.

— Это дом купца Егоршина на улице Красина, который на свои средства отреставрировал архитектор Павел Мазин, - рассказывает она. - Здесь не только восстановили особняк, но и создали аутентичную атмосферу, восстановив бывшую пекарню, даже посуду подобрали соответствующую.

Г-жа Маулимшина признала, что другие проекты в Уфе, где старинные фасады вписывали в новострой, симпатий у нее не вызывают.

- Это неудачные примеры, - считает она. - Здание надо сохранять целиком со всеми деталями, а не только фасад.

Архзащитница считает, что современные дома, которые возводятся на месте старинных особняков, «глаз не радуют».

- Почему на природе человек отдыхает? Потому что там много деталей - травинки шевелятся, листики шелестят, - уверена Эльза Маратовна. - Человеческий глаз так устроен, что не может долго смотреть на однотипные поверхности. В старых домах тоже много деталей и, глядя на них, душа радуется.

Современные же постройки, по мнению правозащитницы, все одинаковые, однотипные и «поэтому у человека в городе всегда стресс».

- Причем все высотки, которые возводят сегодня, похожи одна на другую, - сетует г-жа Маулимшина. – Что в Казани, что в Москве, что в Уфе. Застройщики подсматривают друг у друга успешные и, наверное, незатратные проекты, и возводят одни и те же свечки.

Г-жа Маулимшина считает, что для психического здоровья горожан важно сохранить в Уфе островки старины.

- Сегодняшние городские власти нас слышат, поэтому оставшиеся памятники есть надежда сохранить, - заключает она.

Автор: Антонина Чеснокова