Найти тему
Беседка

Какой КПД у электромобиля и ДВС: ошибки эксперта из "ЭКСПЕРТА"

Наткнулся на данные по сопутствующим потерям при использовании электромобилей и авто с ДВС при всех затрат от скважины (добычи энергоресурса) до полезной энергии у потребителя.

Ранее, значительно ранее, уже почти 10 лет назад, я делал расчет, что электромобили не выдерживают конкуренции с обычными авто на ДВС из-за того, что ресурс батареи очень ограничен и она не просто дорогая, а безобразна дорогая, даже при условно бесплатном электричестве для зарядки:

Последнее время стали появляться сообщения, что зарядка электромобиля или гибрида стоит дороже, чем заправка его бензином, что делает владение и эксплуатацию электромобиля полностью бессмысленным.

Но данная ситуация временная и вызвана дисбалансом стоимости газа из которого производят электроэнергию и нефти, из которой производят топливо для автомобилей.

Справедливая цена на нефть, газ и уголь

1000 кубов природного газа энергетически, а значит и по цене должны соответствовать 5,5 баррелям нефти. И такая ситуация не может быть вечной и, или газ подешевеет, а за ним и электричество, или нефть подорожает.

Но на стоимость электричества в розетке или топлива на заправке влияет не только конъюнктурные факторы, но и фундаментальные - сколько энергии доходит до потребителя с учетом всей логистики и необходимых преобразований энергоносителей во время их транспортировки.

То есть конечный КПД (коэффициент ПОЛЕЗНОГО действия) - сколько от добытой энергии на скважине (1 барреля нефти или 1 куба газа) дойдет до потребителя в виде полезной энергии.

Так как КПД считается в процентах, то от стоимости энергоносителя результат никак не зависит!

Это некий аналог EROEI для транспортировки энергии - сколько энергии надо затратить, чтобы доставить потребителю энергию в нужном ему виде.

Я ранее оценивал удельные затраты на транспортировку различных видов энергии. Например, для "Северного потока-2" они составляют всего 1,2%

А есть вообще данные по затратам на транспортировку различных энергоносителей:

Возобновляемая энергетика — это не энергетика. Это альтернативный транспорт - Все о финансах

Правда без электричества, так как оно локальный ресурс и транспортируется даже на одну тысячу километров, в очень специальных случаях, когда нет другой возможности.

И вот я радостно читаю эксперта из "Эксперта" со сведенными воедино цифрами:

Газ против электричества

Нет, сам электромотор хорош в этом плане, его КПД достигает 95%. Но высокие показатели у электромотора лишь в узком диапазоне оборотов и нагрузок, индивидуальных для каждого движка. А вот потери в контроллере, при заряде-разряде батарей, в самом зарядном устройстве постоянны и ощутимы: 18, 15 и 5% соответственно. Плюс потери в зарядной станции: 5%. Да, КПД энергоустановки на электростанции выше, чем у ДВС, работающего на газе: 46% против 30%. Но тут нужно учесть потери энергии в магистральных линиях электропередачи и распределительных сетях, составляющие 19%.

Но радость моя была недолгой.

На последней цифре 19% при передаче электроэнергии глаз споткнулся, так как я помню, что население потребляет 10% электроэнергии и столько же составляют потери (включая воровство), согласно данным сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС)

А тут 19%! Ну ладно, может быть они еще что-то туда включили... потом разберусь. Читаю дальше и дохожу до картинки:

Карта топливных технологий, департамент ТРИЗ Группы ГАЗ Технологическая цепочка передачи энергии «от скважины к колесу»
Карта топливных технологий, департамент ТРИЗ Группы ГАЗ Технологическая цепочка передачи энергии «от скважины к колесу»

Тут глаз уже не просто зацепился, а выпал!

Оказывается, итоговый КПД дизеля меньше, хотя все знают, что наоборот! Причем меньше в 2 раза!

Составители, благоразумно не стали показывать промежуточные КПД, так как если бы они сделали, сразу была бы видна их манипуляция.

У дизеля и бензина на схеме есть только 2 различия, согласно схеме это НПЗ и КПД двигателей. Причем КПД дизельного двигателя, ну как минимум не меньше бензинового, так как все знают, что на одинаковых авто, но с разными двигателями, расход дизеля меньше!

Значит всё дело в НПЗ. И единственный вариант, как департамент ТРИЗ Группы ГАЗ получил такой результат - они посчитали, что выход бензина и дизеля из нефти на НПЗ, при условии, что все остальное уходит "в отвал".

Они реально такие не очень умные или просто пытаются натянуть газовую сову на транспортный глобус?

Ну и, к сожалению, из-за таких манипуляций нельзя верить и остальным цифрам... а жалко. Люди потратили время, деньги, а выхлоп даже не нулевой, а отрицательный, так как вводит в заблуждение.

Алексей
Все мои статьи на тему
#экономика_и_энергетика_беседка