Различные бутылки и ёмкости - бесконечный ресурс для тренировок поверхностного моделирования, в этой статье рассмотрим относительно несложный пример, который тем не менее потребует применить интересные поверхности и приёмы моделирования.
Что общего у всех этих ёмкостей?
Если вы решили, что их форма создана элементом вращения — то вы полностью правы!
Для изготовления подобной тары не требуется поверхностное моделирование, достаточно твердотельного.
А теперь взглянем на эту бутылку
Всего один небольшой элемент и построение её твердотельным моделированием становится проблематичным
Рассмотрим способ построения такой бутылки. Некоторые размеры будут изменены, чтобы не нарушать авторские права. Также будут проигнорированы построения, несущественные для этого урока — резьбы, орнаменты, текстуры.
Создаём новую деталь.
Создаём эскиз на плоскости ZX. Строим геометрию с произвольными размерами, как на рисунке.
Образмериваем построенное.
Переключаемся на набор «Каркас и поверхности». Запускаем команду «Поверхность вращения».
Включаем тип построения «Тороид», чтобы поверхность строилась разомкнутой. Запускаем команду «Скругление».
Указываем ребро пересечения стенки и дна бутылки, устанавливаем значение 4 мм. Создаём операцию.
Не выходим из команды. Переключаемся на способ построения «С постоянной хордой», устанавливаем значение 15 мм. Указываем ребро перехода между стенкой и горлышком бутылки. Создаём операцию.
Не выходим из команды. Устанавливаем значение 1,5мм. Указываем четыре ребра выемок на стенке бутылки. Запускаем команду «Смещенная плоскость».
Указываем плоскость XY, устанавливаем расстояние 5 мм. При необходимости меняем направление, чтобы плоскость была направлена внутрь бутылки. Переходим в режим «Эскиз».
Указываем только что построенную плоскость.
Запускаем команду «Точка» и указываем начало координат. Выходим из режима эскиза.
Запускаем команду «Поверхность по сечениям».
Указываем грань днище бутылки и только что построенный эскиз.
Устанавливаем тип начального сечения «Купол». Коэффициент купола оставляем 1. Создаём операцию.
Запускаем команду «Удалить грани».
Важно! Уберите галочку «Сохранить целостность», иначе операция автоматически восстановит грань, которую мы удаляем. Снова указываем грань днище бутылки.
Создаём эскиз на плоскости ZX. Строим геометрию с произвольными размерами, как на рисунке.
Образмериваем эскиз. Выходим из режима эскиза.
Запускаем команду «Поверхность вращения». Включаем тип построения «Тороид», чтобы поверхность строилась разомкнутой. Создаём операцию.
Всё что мы строили до этого можно было построить обычным твердотельным элементом вращения. Теперь перейдём к особенности этой ёмкости, которая требует использования поверхностного моделирования.
Создаём эскиз на плоскости ZX. Строим произвольную дугу по трём точкам. Третья точка дуги должна лежать на проекции среза горлышка.
Образмериваем эскиз. Центр дуги нужно выровнять по вертикали с началом координат. Выходим из режима эскиза.
Запускаем команду «Усечение поверхности». Важно! Результат надо переключить на усечение исходной поверхности, иначе будет создана копия усекаемой поверхности, а исходная останется без изменений. Указываем поверхность горлышка в качестве грани поверхности и только что построенный эскиз в качестве секущего объекта. При необходимости меняем направление, чтобы сохранялась нижняя (большая) часть горлышка. Создаём операцию.
Запускаем команду «Поверхность соединения».
Указываем сначала нижнее ребро пробочной части (венчика)и затем верхнее срезанное ребро горлышка. Устанавливаем для первой поверхности условие касания по касательной, натяжение 50%, для второй поверхности — гладкое и натяжение 0%. Создаём операцию.
На этом формообразующие операции закончились. Теперь надо создать из поверхности твердое тело. Прежде чем это делать, нужно закрыть последнее отверстие — со стороны верхнего среза горлышка. Поверхность может быть незамкнутой, а твёрдое тело — это всегда некий замкнутый объём.
Запускаем команду «Заплатка» и указываем верхнее ребро горлышка. Создаём операцию.
Все грани в наличии — теперь сошьём эти поверхности в тело!
Запускаем команду «Сшивка поверхностей». Важно! Ставим галочку «Создавать тело» - это собственно наша основная цель. Указываем все поверхности, не забывая про горлышко и донце.
Мы создали твердое тело — убедимся в этом запустив команду Сечение. Выходим из режима без изменений, создавать сечение нам не требуется.
Так как мы уже создали твёрдое тело, набор «Каркас и поверхности» для нас больше не актуален. Переключаемся на набор «Твердотельное моделирование». Запускаем команду «Оболочка».
Указываем толщину 1 мм и направление «Внутрь». Создаём операцию. Величина толщины для бутылки избыточна - там обычно 0,1 мм, но так нагляднее и проще отслеживать ошибки при построении оболочки.
Результат
Вы можете самостоятельно достроить резьбовую часть.