Найти в Дзене

"Я - ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ..."

Сергей Есенин – один из выдающихся русских поэтов двадцатого века, личность в литературе неоднозначная. До сих пор не утихают споры и вокруг жизни Есенина, и вокруг его творчества, и вокруг его смерти. Творчество Есенина долгое время находилось под запретом, печатались лишь отдельные произведения, признанные . В «Литературной энциклопедии», выпущенной в начале 30-х годов, образ Сергея Есенина рассматривается исключительно с точки зрения принадлежности к трудовому классу и положительного отношения к революции (это было решающим моментом для творческой судьбы любого автора), но в эти рамки поэт не вписывается: «Есенин Сергей Александрович (1895 – 1925) – поэт. Родился в селе Константиново Рязанской губернии и уезда, в семье бедного крестьянина, но с двухлетнего возраста был взят на воспитание зажиточным дедом, с сыновьями которого, «ребятами озорными и отчаянными», провел детство. «Среди мальчишек, - вспоминает о себе Есенин, - всегда был коноводом и большим драчуном и ходи
Оглавление
С.А. ЕСЕНИН. Фото из открытых источников.
С.А. ЕСЕНИН. Фото из открытых источников.

Сергей Есенин – один из выдающихся русских поэтов двадцатого века, личность в литературе неоднозначная. До сих пор не утихают споры и вокруг жизни Есенина, и вокруг его творчества, и вокруг его смерти. Творчество Есенина долгое время находилось под запретом, печатались лишь отдельные произведения, признанные . В «Литературной энциклопедии», выпущенной в начале 30-х годов, образ Сергея Есенина рассматривается исключительно с точки зрения принадлежности к трудовому классу и положительного отношения к революции (это было решающим моментом для творческой судьбы любого автора), но в эти рамки поэт не вписывается:

«Есенин Сергей Александрович (1895 – 1925) – поэт. Родился в селе Константиново Рязанской губернии и уезда, в семье бедного крестьянина, но с двухлетнего возраста был взят на воспитание зажиточным дедом, с сыновьями которого, «ребятами озорными и отчаянными», провел детство. «Среди мальчишек, - вспоминает о себе Есенин, - всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах». Эта далеко не случайная в облике Есенина черта бесшабашного удальства характерно сочеталась в нем с религиозностью и молитвенностью, также воспитанной в нем патриархальной семьей. Но никто, по словам Есенина, не оказал на него такого влияния, как дед-старообрядец…

С 1914 некоторые стихотворения Есенина стали печататься в журналах…

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. Позже (1920 – 1923) Есенин отошел от революционных настроений, погрузился в жизнь богемы, в этот период упадочничества им были созданы «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» и др…

В 1924 – 1925 дал цикл стихотворений «Русь Советская», знаменовавший поворот интересов Есенина в сторону современности. Богема и принимавший все более острые формы наследственный алкоголизм привели Есенина к гибели: под влиянием тяжелых психических переживаний он покончил жизнь самоубийством. Смерть его вызвала длинный ряд некрологов, статей, воспоминаний, стихотворений.

В своей социальной сущности биография Есенина представляется достаточно ясной. Социальная сущность Есенина – зажиточная патриархально-старообрядческая группа крестьянства. Однако уже с ранних лет мы наблюдаем в Есенине тенденцию к отрыву от родной почвы, а позже видим все признаки деклассации, вплоть до полного погружения в богему. Он – не представитель крепкого кулацкого ядра, активного, бодрого, практического, а «блудный сын» этой группы, сын, кровно с ней связанный, психологически и культурно ею вскормленный, но лишенный активных функций в ней, выключенный из цепи хозяйственно-трудовых процессов и тем самым обреченный на пассивность, практическую бездеятельность…

Пять фаз поэтического стиля Есенина, вырастая на общей основе и в своих кульминациях сменяя друг друга, отражают главные этапы его творческого пути. Первая фаза представлена по преимуществу дореволюционным творчеством Есенина, вторая и третья – произведениями , выражающими реакцию Есенина – сначала положительную, а потом отрицательную – на социальные процессы Октябрьской революции, четвертая узко-личной лирикой «Москвы кабацкой» с некоторыми примыкающими к ней позднейшими произведениями и наконец пятая – циклом «Русь советская», выражающим отношение Есенина к новой советской действительности…

Тема родины, окрашиваясь то в мажорные, то в минорные тона, неразрывно сплетается с традиционно-религиозными представлениями и мотивами благостного всеприятия, естественно связывающегося с пассивно-созерцательной настроенностью поэта…

Религиозное патриархально-крестьянское восприятия Октября необходимо должно было привести Есенина к отходу от революции. Вместо осуществления своих чаяний, воспитанных в нем старой крестьянской Русью, он увидел ломку этой Руси, гибель ее патриархального уклада. Это усугубляло в нем отрыв от социальной почвы, деклассацию…

Годы, проведенные Есениным в кабаке, легли непреодолимой преградой между ним и далеко вперед ушедшей деревней. Он не узнает своего села, чувствует себя лишним среди советского крестьянства, около волисполкома обсуждающего свою жизнь и распевающего «агитки Бедного Демьяна» вместо его песен, никому теперь не нужных…

Внутренняя логика социального бытия Есенина привела его к тому этапу творческого пути, который представляет «Русь советская», но эта же логика и предопределила невозможность сохранения им устойчивого равновесия в положении «иностранца» в родной стране, в каком он оказался. Уже рано растерявший свои физические и творческие силы, Есенин не смог обновить их действительным приобщением к полнокровной жизни нового поколения и неизбежно должен был впасть в состояние еще более глубокого упадка и опустошенности. Настроения «Москвы кабацкой» достигают своего апогея в лирической поэме «Черный человек». Полный душевный распад, откровенно показанный в этом произведении, говорит об окончательной гибели поэта, и вскоре последовавшее затем самоубийство Есенина едва ли не совпадает с последней гранью его творчества…»

После смерти поэта в литературе возникло понятие «есенинщина», которым обозначали некоторые произведения новых авторов. «Есенинщина» подвергалась острой критике. «Злые заметки» Бухарина, сборники об упадочничестве, несколько марксистских работ о творчестве Есенина и его социальных корнях успешно «разоблачили» сущность этого явления, и долго еще имя этого поэта было под запретом.

И однако, несмотря на «деклассацию» и «отрыв от революции», несмотря на воспитание в патриархально-религиозной семье, стихи Сергея Есенина привлекали многих композиторов. Но настоящим открытием великого поэта для музыки стало обращение к творчеству Есенина одного из лучших композиторов России – Георгия Васильевича Свиридова. Через тексты стихов в музыке Свиридова возникает образ лирический и одновременно трагический. Это действительно «последний поэт деревни», который близок и понятен композитору (чего не скажешь о поэте «Москвы кабацкой», к этой части есенинского творчества Свиридов не обращался), об этом говорит сам отбор стихотворений для музыкальных произведений. Детство Свиридова совпало с расцветом творчества Есенина, а это значит, что Свиридов помнил есенинскую эпоху. Оба были выходцами из провинции, а это значит, что провинциальный быт был хорошо знаком композитору. Сам Свиридов вспоминал:

«Бытовая интонационная среда русской провинциальной жизни начала нынешнего века была на редкость богатой и сложносоставной: старая крестьянская песня, сохранившая еще древние ладовые образования, более поздние народные песни разночинного слоя, дворянский романс, цыганское пение, разнообразный гитарный репертуар, пение церковных и любительских хоров, творения русских классиков, отрывки оперной европейской музыки. Вся эта причудливая звуковая смесь наполняла жизнь тогдашнего русского человека. Пение было распространено повсеместно: в опере, оперетте, на концертной эстраде, в храме, в клубе, почти в каждом доме – пели».

Композитор не мог не почувствовать песенности стихов Есенина и не обратиться к его стихам. На стихи Есенина созданы несколько отдельных песен и крупные произведения для хора и оркестра – «У меня отец крестьянин», «Поэма памяти Сергея Есенина» (1955-1956 гг.), «Светлый гость» (1971-1976 гг.), «Отчалившая Русь» (1977 г). Гениальная музыка Г.В. Свиридова не только дает новое понимание творчества Есенина, но и возвышает самого поэта, затеняет образ «хулигана», певца «Москвы кабацкой», очищает от клейма «иностранца в родной стране», он предстает по-настоящему русским поэт, болевшим душой за судьбу родной страны и русского народа.

Еще интересные материалы в подборке

В КОПИЛКУ КОЛЛЕГАМ - УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ И МХК

ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ