Найти тему
Культурный Петербург

ЛИЧНО ИЗВЕСТНЫ

Спектор Г.В. Годы, театры, люди театра: Cборник статей. – М.: Издательство ГИТИС, 2021. – 296 с.
Спектор Г.В. Годы, театры, люди театра: Cборник статей. – М.: Издательство ГИТИС, 2021. – 296 с.

Скажу сразу: патриарх отечественного театра, автор этого сборника Григорий Владимирович Спектор мне лично известен. Судьба счастливо свела нас вместе в Москве, где он живет и трудится. И не скрою, что для меня было большой честью и громадным удовольствием познакомится с человеком, чье творчество и жизненный путь однажды навсегда связались с театром. И Григорий Владимирович верен этой «связи» и по сей день.

Несколько раз его советы и воспоминания помогали мне в моей журналистской и критической деятельности. Например, именно мэтр музыкального театра Спектор вспомнил о том, как Шостакович относился к своей единственной оперетте «Москва. Черемушки». Или попросил передать привет Чувашскому театру оперы и балета, к художественному руководству которым он был причастен некоторые годы назад, еще в прошлом веке. И когда я открыл экземпляр его книги с дарственной надписью, то совершенно неожиданное и особое чувство накрыло меня.

Стоит объснить пристрастность автора этих строк к книге о театре и людях театра. Дело в том, что Григорий Владимирович первый раздел своей книги посвятил родному вузу – ГИТИСу, который ее и издал. А я учился в родственном ГИТИСу ЛГИТМиКе, на театроведческом факультете. И те педагоги, с которыми общался Григорий Владимирович в студенческие годы, для меня в 1970-е годы были уже именами на титулах учебников, которые мы штудировали вдоль и поперек. Это чтение стало для меня настоящим путешествием в прошлое в компании умного, наблюдательного и по-доброму ироничного старшего коллеги.

Григорий Владимирович по сути представил этакий оживший благодаря его таланту путеводитель по волнам собственной памяти. И в некоторой произвольности включенных в сборник материалов и статей тоже есть свое очарование. Оно в том, как от большого очерка о гении музыкальной режиссуры Борисе Покровском автор переходит к разряду юбилейных статей, посвященных представителям мира музыки, находя незатертые и точные слова о том, почему именно эти люди обладали талантом стать авторами тех мелодий, которые распевала и распевает вся страна.

Сборник четко структурирован, как сказали бы сотрудники любого издательства, что позволяет читателю настроится на предстоящий раздел или формат текстов. Помимо воспоминаний и очерков о легендах нашей культуры – от Марии Кнебель до Александра Вериинского, с которыми Григорий Спектор пересекался в разные годы и по самым разным поводам, есть в книге и особо интересные разделы – «Рецензии» и «Эссе». Фамилия их автора вам уже известна. И я бы предложил на семинарах по театральной критике в соответствующих вузах внимательно их прочесть и изучить, ибо все они – образец не только глубокого знания и понимания законов сцены, но еще и умения просто и четко объяснить словами: что получилось, а что не получилось в том или ином спектакле.

А уж юмор Григория Владиморовича и вовсе приведет читателя в позитивное настроение. Театр, как известно, сложный механизм. А музыкальный театр, которому режиссер Спектор посвятил бОльшую часть своей жизни, сложен вдвойне, если не втройне. И в нем может случится всякое. В том числе и то, что порою называют «сценическими анекдотами». Куда же без этого? И об этом вспомнил уважаемый и знакомый мне лично автор.

Не скрою: люблю коллекционировать книги с автографами. И отныне свое, почетное место в шкафу, в моем рабочем кабинете займет та книга, о которой я вам только что рассказал. Ее автор – Григорий Владимирович Спектор, с которым мы лично знакомы.

Сергей Ильченко

#обзорнакнигу #рецензиянакнигу