Сериал «Союз спасения. Время гнева» (доступен в онлайн-кинотеатре KION) — зрелище яркое и драматичное. Создатели проекта уверяют, что тут, в отличие от фильма «Союз спасения» (2019 г.), нет скомканности повествования, поступки героев становятся понятнее, а любовные линии — ярче. Если фильм «Союз Спасения» рассказал о том, что произошло на Сенатской площади в 1825 г., то сериал — ещё и о том, почему случилось то, что случилось.
Aif.ru поговорил с Иваном Колесниковым, ставшим знаменитым после роли баскетболиста Александра Белова в фильме «Движение вверх». В восьмисерийной картине «Союзе спасения. Время гнева» актер сыграл Николая I.
От реформ до Николая Палкина
Елена Садкова, aif.ru: — Иван, вы царем сразу стали? Или сперва пришлось пройти сложные пробы?
Иван Колесников: — У Андрея Кравчука (режиссер фильма «Союз Спасения») всегда очень сложные пробы, кропотливые и долгие. У меня их было, наверное, штук пять, и все они длились по пять часов. Добавьте к этому специфический текст в стилистике того времени, монологи... Но утвердили почти сразу.
— А говорят, что вы хотели сыграть кого-то из декабристов. Правда?
— Нет, меня сразу пробовали на Николая и мне нравится эта роль. Хотя и кого-нибудь из декабристов я с удовольствием бы сыграл. Рылеева, например, или Муравьева-Апостола...
— Ваше отношение к Николаю I до фильма и после изменилось?
— Начнем с того, что до съемок в фильме я не особо увлекался историей Николая I. В школе об этом царе говорят как-то вскользь, больше о Николае II рассказывают. А, готовясь к фильму, я убедился, что, к сожалению, строй не щадит человека. Если бы Александр не умер, а Николай не стал царем, то у него по-другому сложилась бы и жизнь, и судьба, он был бы счастливее. Ведь у Николая были неплохие реформаторские идеи до того, как он взошел на престол. А после все как-то покатилось и скатилось до Николая Палкина...
— И всё же объясните, пожалуйста, зрителям: сериал «Союз спасения. Время гнева» надо воспринимать как расширенный фильм или это все-таки новое произведение?
— Надеюсь, что получилась более подробная история, где понятнее объяснено про Южное общество, чего в фильме нет. Хронология соблюдена лучше, обычная жизнь людей прописана полнее, а не только экшн и само восстание. Я пока сам не видел, что получилось целиком, так что буду смотреть вместе со зрителями.
«Он защищал свою семью»
— Зрители старшего поколения помнят и другого царя Николая — в фильме «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля его сыграл Василий Ливанов.
— Это прекрасная работа. Но «Звезда пленительного счастья» — художественный фильм в большей мере, нежели «Союз Спасения» и «Союз Спасения. Время гнева». У нас берется конкретный исторический момент, а в ленте Владимира Мотыля больше вымысла, нет конкретики. У Василия Борисовича там роль прекрасно сделана, и, по-моему, они отличается от моего Николая I, что тоже здорово.
— Василий Борисович, рассказывал, что он целиком и полностью на стороне императора. Актеры, игравшие декабристов в «Союзе Спасения. Времени гнева» — точно также за них, за своих героев. А вы за кого в этой схватке?
— Понимаете, в чем дело... Это обязательный пункт в актерской работе над ролью — ты не можешь не оправдать своего героя. Если ты не оправдываешь его, то не сможешь ничего сыграть, потому что ты в него не веришь. А верить надо. Ведь даже когда актеры играют убийц, они ищут причины и какие-то оправдания, почему этот человек решился на убийство. Поэтому я полностью в этом смысле за Николая. В моем понимании он не мог поступить иначе. И не потому, что защищал Российскую Империю. Мне кажется, все гораздо прозаичнее — он защищал свою семью: жену, детей. Им грозила опасность, ведь в письмах и записках декабристы обещали убить всю царскую семью. Он любил жену и детей и любыми способами должен был остановить декабристов. И он это сделал.
«В баскетбол играю ради встречи с друзьями»
— Многие знают и любят вас как Александра Белова из «Движения вверх». Играть реального человека сложнее? Или то, что о нем можно послушать, почитать, облегчает задачу?
— В каком-то смысле сложнее. С выдуманным персонажем мы можем делать все, что угодно, к нему больше вариантов подхода, ведь никто не знает, каким он был на самом деле. С реальным человеком сложнее, потому что известны его привычки, черты его характера, и, если ты делаешь что-то не так, это сразу заметно. Грубо говоря, человек был левшой — странно, если в кино он будет писать правой рукой. Но это не сложность, просто у тебя меньше вариантов развития персонажа.
— Николай — это все-таки историческая фигура, а современники Александра Белова живы. Не было у них претензий к вам?
— Нет, не было. К сожалению, мы очень мало знаем об Александре Белове. О нем не написано книг, а вот о Сергее Белове есть книга воспоминаний. Александр Белов рано ушёл из жизни, характер его не успел окончательно сложиться — он же еще совсем пацаном был. Мы не можем знать, как точно он повел себя, когда узнал о саркоме сердца: заплакал, не заплакал... Поэтому у меня как у актера было больше возможностей выстроить образ своего героя.
— Я знаю, что вы очень интенсивно и серьезно тренировались, готовясь к съёмкам.
— Да, четыре месяца труда, тренировок...
— Без травм обошлось?
— Ой, нет. У меня мениски порвались... Так как портом я вообще не занимался никогда, то это сразу сказалось на коленях. У меня надрыв менисков на обоих ногах. Да и вообще колени стали болеть. Потом делал себе уколы в колено и так далее. Но это стоило того. Я не жалею.
— После успеха «Движения вверх» сложилось впечатление, что вы — актеры, сыгравшие там, на самом деле команда. Сейчас общаетесь друг с другом?
— Да, общаемся, созваниваемся, дружим. Нас всех это очень сплотило. Это же была настоящая мужская история. Мы в и Грузию ездили вместе, и в Америку. Там просто нельзя было не подружиться.
— И такой командой ни разу не собирались, чтобы сыграть в баскетбол?
— Конечно, собирались какое-то время после фильма. Если меня зовут поиграть, я иду. Но за компанию, сам по себе я не любитель. Вот, например, Кузьма Сапрыкин, который играл Ивана Едешко, занимался баскетболом. Он после фильма еще чаще стал играть.
Для работы с Шахназаровым сбрил бороду
— В фильме «Конец прекрасной эпохи» прототипом вашего героя был Сергей Довлатов. Как Говорухин понял, что Довлатов — это вы?
— Даже не знаю, мы об этом как-то особо не говорили со Станиславом Сергеевичем. Но у него была идея, чтобы актер ни в коем случае не был похож на Сережу. Ему хотелось избежать портретного сходства. А как он разглядел меня? Это одному богу известно. Мне кажется, что это какое-то везение и награда сверху для меня лично. Знаю, что было очень много претендентов, а я буквально вскочил в последний вагон. Мы с Говорухиным очень быстро нашли общий язык. Я обожаю то время, ту эпоху. Люблю застолья, выпивать, курить, философствовать, чем мы и занимались порой со Станиславом Сергеевичем. Он увидел во мне Довлатова не внешне, а внутренне, видимо. Мы очень с ним подружились.
— Еще одна ваша работа — Стива Облонский из «Анны Карениной». Чем запомнились съемки у Карена Шахназарова?
— Я попал туда совершенно случайно. В то время я снимался в проекте «Софья Палеолог» и шел по Мосфильму с грима, у меня тогда была огромная борода, причем своя. Меня буквально в коридоре встретил Карен Георгиевич, подошел и сразу говорит: «Слушай, а ты не хочешь сняться у меня в «Анне Карениной?». Я говорю: «Ничего себе! Конечно, сыграю». Оказалось, что возникла какая-то проблема с актером, который играл Стиву. У него даже уже было несколько съемочных дней, но что-то не срослось, и тот актер ушел. А я вот так совершенно случайно попал в картину. Единственное — мне пришлось сбрить бороду. И на площадке «Софьи» все, мягко говоря, негодовали. Гримерам в срочном порядке пришлось шить пастиж (изделия из волос — парики, шиньоны, накладки — авт.).
— Не мелькнуло тогда мысли: сколько можно снимать «Анну Каренину»?
— Нет, «Анну Каренину» можно снимать бесконечное количество раз. Да и у Шахназарова все-таки не «Анна Каренина», а «Анна Каренина, История Вронского» — более вольная экранизация Льва Николаевича, с добавлением воспоминаний, войны. Одной из фишек этого кино было то, что Карен Георгиевич не использовал осветительные приборы вообще, только натуральный свет. Сцену бала снимали на Мосфильме в Первом павильоне, по-моему, там же, где снимали еще ту, старую «Анну Каренину». Так вот, там зажигали 10 тысяч свечей каждый дубль. Это было безумно красиво. Или сцена встречи поезда — её мы в Питер поехали снимать. А там грянули сильнейшие морозы — −27-28 С. Снимали всё на старом вокзале, приезжал настоящий паровоз — это было очень ярко. Мне то время, та эпоха ближе, чем совсем стародавние времена — «Иван Грозный», «Софья Палеолог», «Борис Годунов».
«На "Движении вверх” дочери плакали»
— У вас большая семья, три дочки. Дети ваши фильмы смотрят? Может быть советы дают, критикуют?
— Советы не дают, скорее, интересуются что и как снимается. На «Движении вверх» плакали. В «Октябре» на премьере они все рыдали. И это было безумно приятно. Вот единственный случай, когда было приятно, что девушки плачут.
— Значит, любимая ваша роль у дочек — это Саша Белов?
— Да. Что касается «Конца прекрасной эпохи», чтобы понять этот фильм, надо прожить еще какое-то количество лет и узнать побольше об истории и о том времени. Дуня, старшая дочка, как ни странно, с интересом смотрит мой «Первый отдел» и постоянно интересуется: что там дальше будет?
— С папой (Сергей Колесников — актер театра и кино — ред.) часто общаетесь по поводу работы?
— Мы вообще не трогаем эту тему в семье. У нас очень правильное понимание своей профессии — не мусолим, не делаем замечания. Иногда только в хорошем смысле подшучиваем. Мы стараемся о профессии говорить только в момент, когда работаем.
— Какая ваша роль у папы любимая?
— Ну как вы думаете, у человека 67-и лет какая может быть любимая моя роль? Конечно, «Конец прекрасной эпохи». И у папы, и у мамы, и у дедушки, и у бабушки — у них у всех это любимый фильм. Это, кстати, единственный фильм, когда я пригласил на премьеру и родителей, и бабушку с дедушкой, и очень переживал: понравится ли им? Дальше в рейтинге предпочтений идет «Движение вверх».
— Сейчас вы в Красноярске. Над чем там работаете и где мы вас еще в ближайшее время увидим?
— В Красноярске мы сейчас снимаем продолжение «Первого отдела». Недавно отснялсяеще у Карена Георгиевича Шахназарова в небольшой роли в его новом фильме. Выйдет проект под названием «Тайны Арбата» — тоже о 1960-70-х. Снимал его Зиновий Александрович Ройзман. Он был человеком взрослым и во время съемок случилась беда, стало плохо с сердцем, царствие ему небесное. Поэтому доснимал уже Саша Котт. И еще должен выйти сериал «Тверская».