Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Иван Колесников: «Если бы Николай I не стал царем, он был бы счастливее»

   Иван Колесников.
Иван Колесников.

Сериал «Союз спасения. Время гнева» (доступен в онлайн-кинотеатре KION) — зрелище яркое и драматичное. Создатели проекта уверяют, что тут, в отличие от фильма «Союз спасения» (2019 г.), нет скомканности повествования, поступки героев становятся понятнее, а любовные линии — ярче. Если фильм «Союз Спасения» рассказал о том, что произошло на Сенатской площади в 1825 г., то сериал — ещё и о том, почему случилось то, что случилось.

Aif.ru поговорил с Иваном Колесниковым, ставшим знаменитым после роли баскетболиста Александра Белова в фильме «Движение вверх». В восьмисерийной картине «Союзе спасения. Время гнева» актер сыграл Николая I.

От реформ до Николая Палкина

Елена Садкова, aif.ru: — Иван, вы царем сразу стали? Или сперва пришлось пройти сложные пробы?

Иван Колесников: — У Андрея Кравчука (режиссер фильма «Союз Спасения») всегда очень сложные пробы, кропотливые и долгие. У меня их было, наверное, штук пять, и все они длились по пять часов. Добавьте к этому специфический текст в стилистике того времени, монологи... Но утвердили почти сразу.

— А говорят, что вы хотели сыграть кого-то из декабристов. Правда?

— Нет, меня сразу пробовали на Николая и мне нравится эта роль. Хотя и кого-нибудь из декабристов я с удовольствием бы сыграл. Рылеева, например, или Муравьева-Апостола...

— Ваше отношение к Николаю I до фильма и после изменилось?

— Начнем с того, что до съемок в фильме я не особо увлекался историей Николая I. В школе об этом царе говорят как-то вскользь, больше о Николае II рассказывают. А, готовясь к фильму, я убедился, что, к сожалению, строй не щадит человека. Если бы Александр не умер, а Николай не стал царем, то у него по-другому сложилась бы и жизнь, и судьба, он был бы счастливее. Ведь у Николая были неплохие реформаторские идеи до того, как он взошел на престол. А после все как-то покатилось и скатилось до Николая Палкина...

— И всё же объясните, пожалуйста, зрителям: сериал «Союз спасения. Время гнева» надо воспринимать как расширенный фильм или это все-таки новое произведение?

— Надеюсь, что получилась более подробная история, где понятнее объяснено про Южное общество, чего в фильме нет. Хронология соблюдена лучше, обычная жизнь людей прописана полнее, а не только экшн и само восстание. Я пока сам не видел, что получилось целиком, так что буду смотреть вместе со зрителями.

   Иван Колесников. Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева» (2022)
Иван Колесников. Кадр из сериала «Союз спасения. Время гнева» (2022)

«Он защищал свою семью»

— Зрители старшего поколения помнят и другого царя Николая — в фильме «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля его сыграл Василий Ливанов.

— Это прекрасная работа. Но «Звезда пленительного счастья» — художественный фильм в большей мере, нежели «Союз Спасения» и «Союз Спасения. Время гнева». У нас берется конкретный исторический момент, а в ленте Владимира Мотыля больше вымысла, нет конкретики. У Василия Борисовича там роль прекрасно сделана, и, по-моему, они отличается от моего Николая I, что тоже здорово.

— Василий Борисович, рассказывал, что он целиком и полностью на стороне императора. Актеры, игравшие декабристов в «Союзе Спасения. Времени гнева» — точно также за них, за своих героев. А вы за кого в этой схватке?

— Понимаете, в чем дело... Это обязательный пункт в актерской работе над ролью — ты не можешь не оправдать своего героя. Если ты не оправдываешь его, то не сможешь ничего сыграть, потому что ты в него не веришь. А верить надо. Ведь даже когда актеры играют убийц, они ищут причины и какие-то оправдания, почему этот человек решился на убийство. Поэтому я полностью в этом смысле за Николая. В моем понимании он не мог поступить иначе. И не потому, что защищал Российскую Империю. Мне кажется, все гораздо прозаичнее — он защищал свою семью: жену, детей. Им грозила опасность, ведь в письмах и записках декабристы обещали убить всю царскую семью. Он любил жену и детей и любыми способами должен был остановить декабристов. И он это сделал.

«В баскетбол играю ради встречи с друзьями»

— Многие знают и любят вас как Александра Белова из «Движения вверх». Играть реального человека сложнее? Или то, что о нем можно послушать, почитать, облегчает задачу?

— В каком-то смысле сложнее. С выдуманным персонажем мы можем делать все, что угодно, к нему больше вариантов подхода, ведь никто не знает, каким он был на самом деле. С реальным человеком сложнее, потому что известны его привычки, черты его характера, и, если ты делаешь что-то не так, это сразу заметно. Грубо говоря, человек был левшой — странно, если в кино он будет писать правой рукой. Но это не сложность, просто у тебя меньше вариантов развития персонажа.

— Николай — это все-таки историческая фигура, а современники Александра Белова живы. Не было у них претензий к вам?

— Нет, не было. К сожалению, мы очень мало знаем об Александре Белове. О нем не написано книг, а вот о Сергее Белове есть книга воспоминаний. Александр Белов рано ушёл из жизни, характер его не успел окончательно сложиться — он же еще совсем пацаном был. Мы не можем знать, как точно он повел себя, когда узнал о саркоме сердца: заплакал, не заплакал... Поэтому у меня как у актера было больше возможностей выстроить образ своего героя.

— Я знаю, что вы очень интенсивно и серьезно тренировались, готовясь к съёмкам.

— Да, четыре месяца труда, тренировок...

— Без травм обошлось?

— Ой, нет. У меня мениски порвались... Так как портом я вообще не занимался никогда, то это сразу сказалось на коленях. У меня надрыв менисков на обоих ногах. Да и вообще колени стали болеть. Потом делал себе уколы в колено и так далее. Но это стоило того. Я не жалею.

— После успеха «Движения вверх» сложилось впечатление, что вы — актеры, сыгравшие там, на самом деле команда. Сейчас общаетесь друг с другом?

— Да, общаемся, созваниваемся, дружим. Нас всех это очень сплотило. Это же была настоящая мужская история. Мы в и Грузию ездили вместе, и в Америку. Там просто нельзя было не подружиться.

— И такой командой ни разу не собирались, чтобы сыграть в баскетбол?

— Конечно, собирались какое-то время после фильма. Если меня зовут поиграть, я иду. Но за компанию, сам по себе я не любитель. Вот, например, Кузьма Сапрыкин, который играл Ивана Едешко, занимался баскетболом. Он после фильма еще чаще стал играть.

   Иван Колесников. «Движение вверх», (2017)
Иван Колесников. «Движение вверх», (2017)

Для работы с Шахназаровым сбрил бороду

— В фильме «Конец прекрасной эпохи» прототипом вашего героя был Сергей Довлатов. Как Говорухин понял, что Довлатов — это вы?

— Даже не знаю, мы об этом как-то особо не говорили со Станиславом Сергеевичем. Но у него была идея, чтобы актер ни в коем случае не был похож на Сережу. Ему хотелось избежать портретного сходства. А как он разглядел меня? Это одному богу известно. Мне кажется, что это какое-то везение и награда сверху для меня лично. Знаю, что было очень много претендентов, а я буквально вскочил в последний вагон. Мы с Говорухиным очень быстро нашли общий язык. Я обожаю то время, ту эпоху. Люблю застолья, выпивать, курить, философствовать, чем мы и занимались порой со Станиславом Сергеевичем. Он увидел во мне Довлатова не внешне, а внутренне, видимо. Мы очень с ним подружились.

   Иван Колесников. Кадр из фильма «Конец прекрасной эпохи» (2015)
Иван Колесников. Кадр из фильма «Конец прекрасной эпохи» (2015)

— Еще одна ваша работа — Стива Облонский из «Анны Карениной». Чем запомнились съемки у Карена Шахназарова?

— Я попал туда совершенно случайно. В то время я снимался в проекте «Софья Палеолог» и шел по Мосфильму с грима, у меня тогда была огромная борода, причем своя. Меня буквально в коридоре встретил Карен Георгиевич, подошел и сразу говорит: «Слушай, а ты не хочешь сняться у меня в «Анне Карениной?». Я говорю: «Ничего себе! Конечно, сыграю». Оказалось, что возникла какая-то проблема с актером, который играл Стиву. У него даже уже было несколько съемочных дней, но что-то не срослось, и тот актер ушел. А я вот так совершенно случайно попал в картину. Единственное — мне пришлось сбрить бороду. И на площадке «Софьи» все, мягко говоря, негодовали. Гримерам в срочном порядке пришлось шить пастиж (изделия из волос — парики, шиньоны, накладки — авт.).

— Не мелькнуло тогда мысли: сколько можно снимать «Анну Каренину»?

— Нет, «Анну Каренину» можно снимать бесконечное количество раз. Да и у Шахназарова все-таки не «Анна Каренина», а «Анна Каренина, История Вронского» — более вольная экранизация Льва Николаевича, с добавлением воспоминаний, войны. Одной из фишек этого кино было то, что Карен Георгиевич не использовал осветительные приборы вообще, только натуральный свет. Сцену бала снимали на Мосфильме в Первом павильоне, по-моему, там же, где снимали еще ту, старую «Анну Каренину». Так вот, там зажигали 10 тысяч свечей каждый дубль. Это было безумно красиво. Или сцена встречи поезда — её мы в Питер поехали снимать. А там грянули сильнейшие морозы — −27-28 С. Снимали всё на старом вокзале, приезжал настоящий паровоз — это было очень ярко. Мне то время, та эпоха ближе, чем совсем стародавние времена — «Иван Грозный», «Софья Палеолог», «Борис Годунов».

   Иван Колесников, Кадр из фильма «Анна Каренина» (2017)
Иван Колесников, Кадр из фильма «Анна Каренина» (2017)

«На "Движении вверх” дочери плакали»

— У вас большая семья, три дочки. Дети ваши фильмы смотрят? Может быть советы дают, критикуют?

— Советы не дают, скорее, интересуются что и как снимается. На «Движении вверх» плакали. В «Октябре» на премьере они все рыдали. И это было безумно приятно. Вот единственный случай, когда было приятно, что девушки плачут.

— Значит, любимая ваша роль у дочек — это Саша Белов?

— Да. Что касается «Конца прекрасной эпохи», чтобы понять этот фильм, надо прожить еще какое-то количество лет и узнать побольше об истории и о том времени. Дуня, старшая дочка, как ни странно, с интересом смотрит мой «Первый отдел» и постоянно интересуется: что там дальше будет?

— С папой (Сергей Колесников — актер театра и кино — ред.) часто общаетесь по поводу работы?

— Мы вообще не трогаем эту тему в семье. У нас очень правильное понимание своей профессии — не мусолим, не делаем замечания. Иногда только в хорошем смысле подшучиваем. Мы стараемся о профессии говорить только в момент, когда работаем.

— Какая ваша роль у папы любимая?

— Ну как вы думаете, у человека 67-и лет какая может быть любимая моя роль? Конечно, «Конец прекрасной эпохи». И у папы, и у мамы, и у дедушки, и у бабушки — у них у всех это любимый фильм. Это, кстати, единственный фильм, когда я пригласил на премьеру и родителей, и бабушку с дедушкой, и очень переживал: понравится ли им? Дальше в рейтинге предпочтений идет «Движение вверх».

— Сейчас вы в Красноярске. Над чем там работаете и где мы вас еще в ближайшее время увидим?

— В Красноярске мы сейчас снимаем продолжение «Первого отдела». Недавно отснялсяеще у Карена Георгиевича Шахназарова в небольшой роли в его новом фильме. Выйдет проект под названием «Тайны Арбата» — тоже о 1960-70-х. Снимал его Зиновий Александрович Ройзман. Он был человеком взрослым и во время съемок случилась беда, стало плохо с сердцем, царствие ему небесное. Поэтому доснимал уже Саша Котт. И еще должен выйти сериал «Тверская».