Найти тему

Как правильно читать Священное Писание православному христианину?

"Монах в келье", 2006 г.,  художник Андрей Алексеевич Шишкин.
"Монах в келье", 2006 г., художник Андрей Алексеевич Шишкин.

Поразительно, но среди людей, называющих себя православными христианами, нередко встречаются такие, которые ни разу не прочитали Библию! Хорошо если хотя бы одно из Евангелий один раз прочитано, но ведь немало и таких, которые даже Евангелие не прочитали! Не говоря уж о совершенном минимуме - чтении Нового Завета. А ведь Слово Божие - это наша духовная пища! Которая должна быть ежедневной!

Если молитву святые отцы называли дыханием души, то Священное Писание - хлебом духовным, пищей для души. Без того и другого душа умирает. Нельзя ограничится только лишь участием в церковных таинствах, богослужениях и домашней молитвой. Обязательно к этому нужно прибавлять ежедневное чтение Слова Божьего.

Ведь как тело не может прожить на одном лишь дыхании, так и нашей душе нужен ежедневный хлеб духовный. И когда мы в молитве просим Бога: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" - мы не только о потребностях тела просим, но и о получении и усвоении хлеба духовного.

И как тело испытывает голод, оставшись без еды. Так и душа испытывает голод по Слову Божьему. Другое дело, что такое духовное чувство голода часто бывает приглушено. Так же как у людей, сильно истощённых, однажды чувство голода пропадает, и остаётся лишь бессилие и безволие. Так и душа, которую давно не питали духовным хлебом, перестаёт испытывать голод по Слову Божьему. Будучи ослабленной духовно.

Обратите внимание на себя. Если вы не испытываете голод по Слову Божьему, значит ваша душа на грани истощения. И вам пора начать питать её.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф.4:4)

С чего начать?

Прежде всего нужно чётко понимать, что Священное Писание - это не просто книга. Это самое настоящее Слово Божие, переданное через пророков и духоносных отцов Духом Святым. И чтение Библии - это не просто чтение. Это своего рода таинство, через которое лично к Вам ежедневно будет говорить Господь. К вашему уму, к вашему сердцу, к вашей совести.

Но в чтении Писания, как и в любом серьёзном деле, важно не наделать ошибок, чтобы не навредить себе.

Общаясь с сектантами, вы можете видеть, к чему приводит неосторожное чтение Библии. К ереси, духовным заблуждениям, пустым мудрствованиям, к самомнению, прелести и в конечном итоге к духовной погибели. Почему? Потому что дерзают постигать Слово Божье своим умом, не очистившись прежде от страстей. По гордости не слушают толкования святых отцов, ставя свои умозаключения выше. Плодя всё новые и новые ереси. Доходят до такого безумия, что на полном серьёзе мнят себя носителями истины, которая доселе не была никому из святых известна.

Итак, Священное Писание - это Слово Божие, обращённое к нам. И чтобы его услышать, приступать к чтению следует с молитвой. Мы обращаемся к Тому, Кому сейчас будем внимать. Это очень важно.

Когда садишься читать или слушать читающего Священное Писание, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отвори уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне слова Твои, и уразуметь их, и исполнить волю Твою. Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».
(Ефрем Сирин)

Начинать следует с Нового Завета, с Евангелий. Перед тем как приступать к чтению книг Ветхого Завета, лучше прочитать Новый Завет два или три раза. Потому что правильно Ветхий Завет можно понять только через дух Нового Завета. Вот что пишет об этом Апостол Павел:

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
(2Кор.3:14)

Павел говорит о покрывале, которое лежит на умах и сердцах. Это покрывало не даёт ни понять, ни прочувствовать Ветхий Завет. И покрывало это снимается только Христом. Поэтому нет смысла даже пытаться читать книги Ветхого Завета, не приняв сначала учение Христа. По этой причине чтение Библии нужно начинать с Евангелия и последующих книг Нового Завета.

Читать следует под руководством святых отцов, опираясь на их толкования.

Святитель Игнатий Брянчанинов, 1807 – 1867 гг.
Святитель Игнатий Брянчанинов, 1807 – 1867 гг.

Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это — дар Христов.
...Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.
(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Для первого прочтения хорошо подойдут толкования Иоанна Златоуста. Он начинает с самых азов, с самых простых истин. Пишет легко и очень интересно (не даром Златоуст!). Вы удивитесь, но даже толкование на родословие Иисуса Христа будете читать с восторгом и интересом! И не смотря на то, что жил он в 4 веке, проповеди его очень актуальны по сей день.

Святитель Иоанн Златоуст, 347 - 407 гг.
Святитель Иоанн Златоуст, 347 - 407 гг.

Новый Завет начинается с Евангелия от Матфея. С молитвой приступив к чтению, прочитайте самостоятельно одну или несколько глав. Не спеша, стараясь вникать и умом и сердцем. А затем читайте толкования и наставления святых отцов к прочитанному, корректируя своё восприятие. Как я выше уже сказал, для первого прочтения идеально подойдут беседы Иоанна Златоуста. Если нет возможности купить книгу, можно читать здесь: Толкование Иоанна Златоуста на Евагнелие от Матфея.

Напитавшись Словом, поблагодарите Господа и святых отцов за хлеб духовный и наставление.

В чтении Священного Писания, как в любом другом духовном делании, важна умеренность и постоянство. Иногда нужно сдерживать свой пыл, а иногда есть необходимость понуждать себя.

Когда будешь читать, смотри, чтобы тебя не отвлек враг, нанося тебе обиду, подвергая тебя испытаниям и говоря: прежде всего, сделай вот это дело, поскольку оно невелико, и тогда беззаботно будешь читать. Когда он это подсказывает и заохочивает к этому делу, он все это внушает, чтобы занятием удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека, читающего с напряжением и с пользою, — он нападает этими средствами и многими иными, ища, чтобы препятствовать ему. Итак, не доверяйся ему, но будь как бы жаждущий олень, желающий пойти на источники вод, т. е. к Божественному Писанию, чтобы из него пить, — и оно утолит твою жажду, сожигающую тебя сильным желанием.
(Святитель Иоанн Златоуст)

Если не возлюбишь блаженных и подлинно Божественных слов Писания, то уподобишься скотам несмысленным и бессловесным.
(Нил Синайский)

И самое главное во всём этом - жить Евангелием, жить Словом Божиим. Чтобы прочитанное не было мёртвым грузом, но находило отражение в каждом нашем деле и слове, в каждой нашей мысли.

Слова Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым пониманием...
(Марк Подвижник)

Христос, взывая к Небесному Отцу, просил:

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. (Ин. 17:17)

Что ж, будем питаться, насыщаться и освящаться Словом Божиим! И слава Богу, что имеем сейчас эту возможность!