К специалистам аварийно-спасательной службы Тверской области за помощью обратилось Русское географическое общество Экспедиционного центра МО России: со дна озера Смертное в Псковской области нужно было поднять истребитель ЯК-9Т, упавший туда в годы Великой Отечественной войны. От ГУ МЧС России по Тверской области в экспедиции приняли участие спасатели-водолазы Константин Шульц, Артем Баранов, Константин Кожевников и врач водолазной медицины Валерий Лобанов.
— Работы по поиску и подъёму истребителя ЯК-9Т технически довольно сложны, нам приходилось искать фрагменты самолёта в условиях ограниченной видимости, фактически на ощупь, - рассказал Константин Шульц.
Поиски были сложными и из-за большого количества ила и глины. Водолазы на ощупь поднимали предметы на берег, а уже после изучали их. Если под водой обнаруживалась крупная часть истребителя, спасатели использовали лебёдку. Также в ходе экспедиции на дне озера Смертное были найдены останки пилота, личность которого установят эксперты. На месте крушения истребителя обнаружены и погоны младшего лейтенанта, уточнили водолазы.
—Мы собрали почти полный скелет пилота, так как останки оказались в одном месте. По всей видимости, погибший младший лейтенант был совсем молодым, примерно 20-22 лет, - отметил врач водолазной медицины Валерий Лобанов.
Специалистам удалось установить, что пилот скорее всего управлял истребителем ЯК-9Т, по найденной 37-миллиметровой пушке. Эксперты отмечают, что подобного вооружения выпускалось не так много в годы войны, ударный истребитель попал на фронт в начале 1943 года.
Кроме самого истребителя, фрагментов его корпуса, двигателя и авиационного орудия, был также обнаружен сухой паёк пилота, в который вошли американские мясные консервы, они, как уточнили эксперты, поставлялись по ленд-лизу. Также были обнаружены ремень, свитер и подшлемник лётчика. Из вод озера Смертное достали и карту, на которой ещё можно что-то прочесть. Документов пилота во время экспедиции обнаружено не было, однако, специалисты полагают, что определить его личность возможно.
— По номеру двигателя найти принадлежность самолёта. А там и пилота можно будет установить, — объяснил Виталий Сопко.
После экспедиции спасатели-водолазы привезли в Тверскую область парашют и бронестекло, которые теперь будут храниться в музее аварийно-спасательной службы региона.