Найти тему
МК на Кубани

В этом году на экраны страны вышел фильм «Легенды «Орленка»

    Фото: Алексей Красненко
Фото: Алексей Красненко

Снимать детское кино (именно детское, а не семейное, как это принято у нас) – задача невероятно сложная. Как правильно рассказать «детскую историю» посредством киноязыка? Ведь считается, что искусство – штука сугубо взрослая, оно рассчитано на чтение, понимание и умение ориентироваться в культурном контексте, – то есть на те навыки, которых у ребёнка нет просто по малолетству. В советские годы к этой задаче подходили ответственно и серьезно. Режиссеры снимали свои картины, всецело служившие культурному развитию подрастающего поколения и его воспитанию, причем не только идеологическому, но и морально-нравственному. А дети, как со взрослыми, так и без них, эти ленты с удовольствием смотрели и пересматривали.

Современная Россия поточным производством детского кино похвастаться, к сожалению, не может… Ежегодно до проката добираются в лучшем случае полтора десятка работ, рассчитанных на юную аудиторию, да и те, надо признать, далеко не всегда удачны. Тем не менее иногда в кинотеатрах все же появляются достойные представители жанра, и «Легенды «Орлёнка» – как раз один из таких.

Сюжет этой светлой и доброй картины строится вокруг пяти талантливых ребят: Маши, Даши, Тимофея, Коли и Кости. Приехав на отдых во Всероссийский детский центр «Орленок», все они невольно стали участниками древнейшего противостояния сил добра и зла. Однажды пробудившийся каменный старец собирает детей в беседке, чтобы дать им непростое задание – открыть тайну семи легенд знаменитого места, не дать злу победить добро. Чтобы прийти к общей цели, каждый из ребят должен пройти свой путь: преодолеть страхи, робость, проявив в нужную минуту смекалку и милосердие.

Во многом «Легенды «Орлёнка» – духовный наследник того самого советского кинематографа. Постановщица Ольга Беляева и в особенности сценарист Валентин Преториус пошли не самой простой дорогой. Снимая детский фильм, они могли убрать всю замысловатость, оставив самые архетипические элементы сюжета и стиля. Но их работа оказалась несколько сложнее и глубже. Если судить поверхностно, то это, конечно, развлекательное кино о противостоянии добра и зла, борьбе искушений и пороков с совестью и чистотой помыслов. Однако «Легенды…» не только про зрелищность и извечный конфликт. Одновременно со всем это кино, позволяющее юным зрителям заглянуть внутрь себя, оно побуждает задуматься о своем месте в этом сложном мире и говорит о простых ценностях без сложных метафор.

Помимо прочего, картина открывает стране новые таланты. Центральные лица убедительно сыграны молодыми артистами – Аленой Долголенко, Артуром Котельниковым, Даниилом Муравьевым-Изотовым, Софьей Грузенко и Никитой Жоричевым. Их персонажи живые, а потому зрителю будет легко ощутить с ними эмоциональную связь. Тем не менее главным героем фильма по праву может считаться сам лагерь. Даже через полотно кинотеатра или экран монитора публика сможет почувствовать, что «Орленок» – не просто место силы, пропитанное атмосферой добра, радости, дружбы, всесторонней поддержки и вдохновения, а мечта. Красота и великолепие лагеря на самом деле достойны легенд.

«Легенды «Орленка» – редкий для российского кино случай, когда между понятиями «картина для детей» и «картина про детей» можно провести знак равенства. Возможно, фильм не является актуальной репрезентацией современных лагерей, но зато он способен рассказать ребятам о заботе и взаимовыручке, а их родителям подарить легкое и ностальгическое приключение. И если отечественный детский кинематограф и ждет ренессанс, то режиссерская работа Ольги Беляевой – это уверенный шаг в правильном направлении.