В последнее время нейропсихология становится очень популярна. С чем это связано?
"Раннее нейропсихологическое обследование ребенка даёт возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе." Л.С. Цветкова Нейропсихология детского возраста исследует и анализирует взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучает специфику расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.
Задачей нейропсихологии детского возраста является описание нарушений психических функций, поведения, психического развития, возникающих при повреждениях нервной системы детей или являющихся отдаленными последствиями таких повреждений на ранних этапах онтогенеза. Другая задача связана с изучением индивидуальных вариантов развития в детском возрасте в связи со спецификой созревания мозга и спецификой его структурно-функциональной организации.
Выделены три основных варианта психического развития ребенка:
1. Нормальное (нормативное) развитие, когда не происходит неблагоприятных изменений в созревании организма, нервной системы ребенка и ситуация его развития – благоприятна. Такой вариант психического развития возможен при гармоничном взаимодействии биологических и средовых факторов, и подразумевает соответствие психического развития ребенка соответствующим возрастным нормативным показателям.
2. Отклоняющееся (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы) развитие, предполагающее наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано. Формирование отклонений в развитии может возникать под действием биологических факторов, которые связаны с микрофункциональными нарушениями в работе нервной системы и возникают в раннем возрасте (например, микротравмы головного мозга в перинатальный период, во время родов), которые компенсировались спонтанно / направленно в ходе развития ребенка. На возникновение отклонений в развитии могут влиять так же средовые факторы, не приводящие к повреждениям нервной системы, но могут влиять на темпы ее созревания.
3. Патологическое (нарушенное, измененное) развитие, предполагающее наличие неблагоприятных, мало компенсируемых биологических и/или средовых факторов, действие которых приводит к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения. Необратимые или мало поддающиеся коррекции патологические нарушения психического развития возникают под решающим воздействием биологических факторов. Это могут быть органические и функциональные нарушения работы различных мозговых структур и мозга в целом (наследственные, инфекционные заболевания нервной системы, опухолевые поражения мозга в перинатальный или младенческий период, ушибы, травмы головного мозга в детском возрасте, и пр.)
Задача родителей во время обратить внимание на особенности развития своего ребенка и обратиться к соответствующему специалисту.