У нас с женой появилась традиция. Как только в Москве наступает осенняя серость, мы тут же покупаем билеты на Кавказ, чтобы хоть как-то продлить солнечное настроение. В этом году наш выбор пал на Чечню. Помимо природных красот, вкусной еды, солнца и температуры +26 градусов интерес, конечно же, представлял чеченский народ. Фактически, я пробыл в Чечне менее трёх дней, и, соответственно, не смог сформировать полноценное представление о культуре этого народа, но было несколько показательных ситуаций, о которых и хочу вам рассказать.
Сначала мои общие наблюдения
Сервис в кафе и ресторанах не самый лучший. Часто тебе надо самому бегать за официантом, чтобы попросить меню или счёт. Если заходишь в лавки сладостей, то с тобой могут даже не поздороваться. Может, конечно, люди не хотят показаться назойливыми, но на мой взгляд, это просто пофигизм и лень. Когда я звонил в тур фирму, чтобы подтвердить экскурсию, мне довольно резко ответили, что надо сначала оплатить всё на сайте. Я попытался уточнить, где можно узнать реквизиты для оплаты, мне ответили, что на сайте всё есть, все как-то находят и положили трубку. Конечно, так далеко не везде, но общий тренд мне не очень понравился.
С другой стороны, существует стереотип о грозных и опасных чеченцах, которые воруют девушек на улицах и вообще выходить вечером из дома там не безопасно. Конечно, это бред. Девушек уже давно никто не ворует, плюс я не видел, чтобы кто-то сигналил или нагло приставал к лицам противоположного пола. Да, на красивых девушек парни оборачиваются, но не более того. Я выходил гулять в 11 вечера, ходил на спорт площадки и никто меня не трогал, прохожие только здоровались и всё.
От общего перейдём к частностям. Вот три показательные истории.
Самолёт и кричащий ребёнок
Москва (Домодедово) - Грозный был 106 полётом за мою жизнь (да, всё посчитано). Казалось бы я уже привык ко всему, но это был запоминающийся рейс. Во-первых, одной девочке во второй половине полёта стало плохо, а мы как раз летели над Каспийским морем. Я впервые услышал, как по громкой связи в самолёте спросили: "Есть ли на борту врач". К девочке подошла женщина, которая сидела на моём ряду, осмотрела её, сказала, что в целом всё в порядке. Девочку положили на сидения, отпоили водой и в целом ей стало лучше (но после приземления её всё равно встречали врачи прямо у самолёта). Я даже на какое-то время подумал, что мы сейчас будем вынуждено садиться где-то в Казахстане, но вроде обошлось.
Кроме этого за мной весь полёт кричал ребёнок, истошно кричал, практически не умолкал. Под конец полёта женщина-врач подошла и в довольно грубой форме высказала матери ребёнка претензию, что она не может успокоить своего ребёнка. Ответ был неожиданным: "Что вы себе позволяете? У моего ребёнка аутизм!". Ауч, тут я понял, что концовка полёта будет напряжённой. К женщине сразу же подошёл мужчина, жёстким, но вежливым тоном сказал женщине как сильно она не права и потребовал, чтобы она извинилась перед матерью. Салон самолёта продолжал неодобрительно гудеть: "И это врач, называется?", "Да как вам не стыдно?", "Раз вам все мешают, так летайте на частном самолёте" и всё в таком духе. Интересно отметить, что недовольные возгласы в адрес женщины были только со стороны чеченцев. Мне кажется, что если бы такая ситуация случилась на каком-нибудь рейсе Москва-Новосибирск, то салон бы промолчал.
У нас здесь так не принято
Субботний вечер. Мы с Машей идём по центру Грозного. Я держу её за руку. Вдруг слышу со спины фразу, которая сказана в мою сторону: "Добрый вечер, брат". Я поворачиваюсь, передо мной стоит молодой парень с другом и говорит: "У нас так не принято" и кивает в сторону наших рук. Я ему отвечаю: "Но это же моя жена! Так тоже не принято?". Ответ всё тот же: "Не, брат, не надо так делать". Интересная ситуация. Казалось бы идём, никого не трогаем, мимо прошло несколько сотен человек, и я не поймал ни одного косого взгляда. Ну не принято, так не принято, за руку жену больше в Грозном не брал. Маша остаток вечер ходила пунцовая и говорила: "Я же говорила, что не надо здесь держаться за руки". Самое интересное, что это замечание сделал парень примерно нашего возраста.
Как мне спасли жизнь
За время нашего чеченского уикэнда мы купили одну экскурсию. Нам предстояло ехать любоваться красивым горным озером Кезеной-ам. Приехали, осмотрелись, сели в кафе, заказали шашлык, жизнь удалась. Маша спрашивает у меня: "Как тебе еда в Чечне?" Я задумался, уже хотел ответить и тут понимаю, что шашлык встал у меня поперёк горла.
Ну бывает, неприятно, конечно, но сейчас прокашляюсь. А он встрял и никуда. Я встаю, показываю жестами Маше, что я подавился, но она лишь протягивает мне салфетки и не понимает, чего это я стою и у меня изо рта текут слюни. Я пытаюсь засунуть руки в горло и достать этот злосчастный кусок мяса, но он сидит там крепко. Секунд 30 я беззвучно борюсь с шашлыком внутри себя, Маша стучит мне по спине, но ничего не помогает. И тут я понимаю, что похоже это конец. Я впервые в жизни поймал себя на мысли, что сейчас умру. Отвратительное чувство.
Когда я задыхался, у меня не проносилась вся жизнь перед глазами, я не думал о близких, которые останутся и будут горевать по мне. Нет, мне просто было страшно, я думал, что это очень глупо, и я не хочу умирать.
Вокруг меня собрались гости кафе и не знали, что делать, но один местный парень умел делать манёвр Геймлиха. Он обошёл меня, схватил, сделал несколько нажимов и злосчастный кусок мяса таки вылетел из моего горла, а я начал жадно вдыхать воздух. Со стороны, это наверное, выглядело как в дурацких фильмах. Официанты принесли воды, удостоверились, что я живой и продолжили свою работу. Я был в таком шоке, что, кажется, даже не поблагодарил человека, который спас мне жизнь. Ещё часа два меня трясло, а сейчас спустя 5 дней мне всё ещё страшно засыпать. Я каждый вечер проматываю этот момент в голове и думаю, как глупо и печально всё это могло закончиться.
Заключение
Я постарался беспристрастно и безоценочно рассказать несколько историй, которые произошли за мою короткую поездку в Чечню. Одно могу сказать точно: люди тут другие. Наверное, есть плохие, есть хорошие. Но культура и поведение типичного чеченца сильно отличается от портрета обычного москвича. А какая культура ему ближе каждый решит сам.