Найти тему
Золотой Код

Как используют соцсети в СВО Россия и Украина?

Оглавление

Продолжаем цикл публикаций о роли социальных сетей в российско-украинском конфликте.

Социальные сети с начала 2000-х играли важную роль в военных операциях. Преимущественно они касались конфликтов внутри отдельных стран, помогали сменить диктаторские режимы.

События на Украине – первое настолько большое противостояние между двумя государствами. Фото и видео-свидетельства преступлений публикуют в социальных сетях каждый день, а потом их транслирует ТВ.

Роль соцсетей для российской и украинской аудитории отличается. Есть несколько исследований, которые были сделаны еще до начала спецоперации. Вот о каких различиях они свидетельствуют:

1. Телевизор VS Интернет

В качестве основного источника новостей только одна треть россиян выбирают интернет, две трети по-прежнему смотрят телевизионные новости. А украинцы потребляют интернет и ТВ-новости примерно поровну (данные исследований 2018-2020 годов).

Самой активной интернет аудиторией считается молодежь. В России в возрасте от 14 до 35 лет более 39 миллионов человек.

2. Международные VS локальные соцсети

У российских пользователей популярны не только международные платформы, но и местные социальные сети. И так было даже до запрета Facebook, Instagram, Twitter. Это в Москве и Питере лидировал Instagram, а в регионах прекрасно себя чувствовали Одноклассники и ВКонтакте.

Украинцы однозначно отдают предпочтение международным социальным сетям. Здесь Facebook, Youtube и Instagram идут с большим отрывом от всего остального (данные исследования 2021 года).

3. «За» власть VS «против» власти

Еще до начала СВО пользователи соцсетей из Украины более активно призывали к демократии, гражданскому обществу и выражали недовольство действующей властью.

Какие социальные сети активнее всего используются в информационную войну?

Два основных информационных инструмента – Telegram и Tik Tok. Здесь по обе стороны баррикад активно раскручиваются каналы медийных персон. Под их именем-брендом работают целые команды информационного сопровождения, и по сути такие каналы функционируют как СМИ.

И российская, и украинская сторона блокируют интернет-ресурсы, которые распространяют неугодный контент.

Что касается социальных сетей, то в России заблокированы или ограничили работу Facebook, Instagram, Twitter, Tik-Tok, YouTube. Им на замену пытаются создать аналог Instagram (Россграм) и воскресить RuTube.

На Украине после референдумов в Крыму постепенно перекрывали доступ к российским интернет-ресурсам. Из соцсетей еще в 2017 году были заблокированы российские “Одноклассники” и “ВКонтакте”, а в 2021 году к ним добавилась блог-платформа LiveJournal.

Эксперты говорят, что блокировка соцсетей – это отсталые методы. Чем более развитые у тебя соцсети, тем больше шансов на победу.