«... Переговоры в Москве с военными делегациями Англии и Франции были прерваны советской стороной в силу их непродуктивности 21 августа 1939 года. Уже летом 1939 года возобновились советско-германские контакты на различных уровнях....
Мы продолжаем публикацию книги Матвея Воронова «Живая память – молодёжи. Хроники II Мировой и Великой Отечественной, 1939 – 1945 гг.»
В преддверии новой мировой войны.
Договор о ненападении между СССР и Германией,
1939 год
Только после оккупации Чехословакии, присоединения к Восточной Пруссии Мемеля (Клайпеды), оккупации Италией Албании, жестких требований Гитлера к Польше о передаче Данцига (ныне Гданьска) Германии и предоставления свободного транзита германских войск по «польскому коридору» под давлением общественного мнения Англии правительство Чемберлена в марте 1939 года вместе с правительством Франции во главе с Э. Даладье начали переговоры с Советским Союзом о заключении соглашения о противодействии агрессивным устремлениям Германии.
Эти переговоры, предусматривавшие заключение пакта о взаимопомощи, оказание помощи пограничным с СССР странам и странам Западной Европы в случае германской агрессии, которые проходили с марта по август 1939 года, погрязли в процессуальных проволочках со стороны английской стороны, практически из-за саботажа со стороны правительства Чемберлена.
Вот одно из наиболее откровенных действий правительства Англии, приведших к затягиванию и последующему срыву переговоров.
25 июля 1939 года было достигнуто соглашение о проведении встречи в Москве представителей военных ведомств трех стран о конкретных акциях для противодействия германской агрессии. До начала Второй мировой войны оставалось чуть более одного месяца. На весах истории – часы и минуты.
Делегации Англии и Франции прибыли в Москву лишь 10 августа 1939 года. Поразителен и состав делегации: от Англии глава – адмирал в отставке Реджинальд П. Дракс, не имевший, как оказалось, полномочий на подписание возможных договоренностей; маршал авиации Барнетт и генерал-майор Хейвуд; от Франции – корпусной генерал Думенк, генерал авиации Вален и капитан 2-го ранга ВМФ Вийом. Советскую делегацию – начальник генштаба Красной Армии, командарм Б. Шапошников, нарком ВМФ адмирал Н. Кузнецов, начальник ВВС командарм А. Локтионов – возглавлял нарком обороны СССР, маршал К. Ворошилов.
В случае успеха переговоров Германии могли бы противостоять:
- Англия – 31 пехотная дивизия,
более 3 тыс. самолетов; - Франция – 110 дивизий (не считая 200 тыс. находившихся в стране солдат республиканской Испании, готовых воевать против Германии),
4 тыс. танков,
3 тыс. орудий крупного калибра,
2 тыс. самолетов; - СССР – 120 стрелковых и 16 кавалерийских дивизий,
5 тыс. орудий крупного калибра,
9 – 10 тыс. танков,
5 – 5,5 тыс. самолетов.
При таком раскладе сил нацистская Германия вряд ли решилась бы напасть на Польшу.
«Правительство Великобритании делало главную ставку на развязывание германо-советской войны и меньше всего хотело ссориться с Гитлером. Чемберлен начал систематический саботаж всяких попыток честного сотрудничества с Советским правительством, он был так глубоко уверен в неизбежности германо-советского столкновения, что даже не заметил, как война подкралась к его собственной стране гораздо раньше, чем к Советскому Союзу!». У. Черчилль.
Переговоры в Москве с военными делегациями Англии и Франции были прерваны советской стороной в силу их непродуктивности 21 августа 1939 года.
Уже летом 1939 года (после отставки в мае наркома иностранных дел М. Литвинова, решительного противника переговоров с нацистами и сторонника принципа коллективной безопасности, которого сменил В.М. Молотов) возобновились советско-германские контакты на различных уровнях.
19 августа 1939 года в Берлине было заключено выгодное для Советского Союза советско-германское торговокредитное соглашение, по которому Германия обязывалась поставлять в СССР станки и другое оборудование, а также военную технику в обмен на поставки из СССР сырья и продовольствия.
Это соглашение, дополненное и расширенное в январе 1941 года, действовало до самого начала Великой Отечественной войны. В тот же день Германия представила советской стороне проект Договора о ненападении, который было решено незамедлительно обсудить в Москве 23 августа.
В ночь на 24 августа прибывший в Москву министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп и председатель Совнаркома, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов подписали согласованный текст Договора о ненападении сроком на 10 лет, получивший название Пакта Молотова – Риббентропа. По этому Договору стороны брали на себя обязательства воздерживаться от агрессивных действий в отношении друг друга и разрешать возникающие споры и конфликты «исключительно мирным путем».
Одновременно с Договором был подписан секретный дополнительный «Протокол о разграничении сфер интересов Советского Союза и Германии (в зоне влияния СССР: Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия, Восточная Польша, в немецкой – Литва)». Этот документ позволил в дальнейшем ввод советских войск в прибалтийские страны, исключил вмешательство Германии в военный конфликт СССР с Финляндией.
Через пятьдесят лет, в декабре 1989 года, этот секретный протокол, как и другие договоренности с нацистской Германией, был признан президентом СССР М. Горбачевым в соответствии с решением съезда народных депутатов «юридически несостоятельным и недействительным с момента его подписания».
Это решение, принятое почти через пятьдесят лет после подписания Договора о ненападении, естественно, основано на опыте прошедших лет – кровавом опыте Второй мировой войны, полученном народами Советского Союза, стран Европы и практически всего мира.
Бесспорно, Договор о ненападении обеспечил Советскому Союзу почти два года дальнейшего развития своей промышленности, в том числе военной, продолжения перевооружения сухопутных сил, авиации, флота; передвинул западные границы страны на несколько сот километров; этот договор наряду с разгромом японской военной группировки на Халхин-Голе в Монголии стал основной причиной отказа Японии «открыть против СССР второй фронт на Дальнем Востоке».
К сожалению, Договор с нацистской Германией, главным звеном Антикоминтерновского пакта, дискредитировал СССР в глазах международной социал-демократической и коммунистической общественности; после почти семилетней активной антинацистской кампании в средствах массовой информации и противостояния на дипломатическом фронте вызвал непонимание в самом Советском Союзе и за рубежом.
Несомненен и другой, главный вывод из уроков прошлого: поощрение агрессора в любой форме еще больше разжигает его воинственные устремления, только совместные усилия миролюбивых стран его обуздать могут привести к реальным результатам, сохранить мир.
Нацистская Германия выиграла значительно больше, заключив Договор о ненападении с Советским Союзом. Она обеспечила себе надежный тыл в случае войны с Англией и Францией, опробовала в военной кампании против Польши новейшее оружие и свои тактические и стратегические штабные разработки.
Продолжение следует. Через несколько дней – Начало войны, нападение на Польшу
Предыдущая часть:
© Матвей ВОРОНОВ
Фото: wikipedia.org, 1939.rusarchives.ru
Партнёр материала – детский туристический клуб "Гадкий утёнок"
© "Белорус и Я", 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!