Найти в Дзене

Как руководителю и эйчару выстраивать работу с топами и персоналом, чтобы достигать бизнес-целей компании

Оглавление

Олеся Легаева, эйчар с опытом работы в компаниях «СуперСтрой», ЧТПЗ, «Ромкор» и Visotsky consulting, рассказывает, как мотивировать, контролировать и развивать.

Работа с персоналом — задача эйчара. Она будет под силу специалисту, который обладает качествами:

🔸 лояльность — безусловное благосклонное отношение к собственнику, компании, людям, ситуации

🔸 вовлечённость — восприятие бизнеса как своего и желание внести вклад в процветание дела

🔸 преданность — верность и непоколебимая приверженность, которая основана на любви и проявляется независимо от обстоятельств

Качества выражаются фразой «Я порву всех, кто против компании». Эйчар не только сам предан компании, но и подбирает сотрудников, которые будут преданы ей.

-2

Виды мотивации

Люди ходят на работу не чтобы убить свободное время. Ими движут разные причины.

  1. Деньги. Базовая ступень. Если их не хватает, человек тревожится. Но если мотивацией являются только деньги, работать со специалистом нелегко, ведь ему неважно, чем заниматься и как.
  2. Личная выгода. Человек начинает думать, что он получит за свою работу, в том числе дополнительную. Это может быть выходной, наращивание новых связей или что-то ещё.
  3. Личная убеждённость. Человек уверен, что он профессионал, и хочет доказать это остальным. Этот уровень мотивации работает, когда у специалиста есть и деньги, и выгода.
  4. Долг. Сотрудник просто не может вести себя иначе, испытывает энтузиазм, опирается на преданность, готов с улыбкой выполнять разные задачи, чтобы помочь бизнесу.

🔹 Людей с первым и вторым типом мотивации относят к категории сотрудников, ориентированных на входящий поток (они живут по принципу, описанному в «12 стульях»: «Утром деньги — днём стулья, днём деньги — вечером стулья»), то есть чтобы такие люди что-то сделали, нужно сначала им что-то дать.

🔹 Людей с третьим и четвёртым типом мотивации относят к категории сотрудников, ориентированных на исходящий поток (как в фильме про Шурика, когда его напарник выкрикивал: «Цементный завод — я, погрузка угля — я, уборка конюшен — я…»), то есть они понимают: чтобы что-то получить, надо сначала что-то сделать. С такими людьми работать легче.

-3

Путь от потребности к результату

Путь от потребности к результату лежит через мотив, цель, средства и действия. Его проходят все: и собственник бизнеса, и эйчар, и сотрудники. Например, владелец компании стремится вывести свою фирму в топ, чтобы она стала первой в регионе. Невозможно добиться этой цели, если не транслировать её специалистам.

Цель бизнеса должна быть понятна сотрудникам и перекликаться с их личными целями. Для этого нужно понять, в чём их потребность, чего им самим не хватает, как достижение целей бизнеса поможет закрыть потребности каждого отдельного специалиста. Ищите точки пересечения — это важно.

-4

🟢 Кейс: Как мы добивались своих бизнес-целей, работая с персоналом компании со множеством филиалов

Цель собственника — сделать компанию самой большой по количеству магазинов и регионов присутствия. Моей целью как эйчара было прокачать свои навыки и за три года вырасти до руководителя отдела.

Инструменты:

1. Общение с руководителем. Доверие особенно важно при работе в команде. Я общалась со всеми специалистами, знала их жизненные и рабочие ситуации, была их партнёром, с которым они могли посоветоваться, помогала сопоставлять цели компании и цели каждого отдельного сотрудника.

2. Корпоративные мероприятия. Мы соблюдали традиции, например, каждый год у нас проходил турслёт. В нём участвовали не только самые спортивные и здоровые сотрудники, но и те, в ком был командный дух, то есть вовлечённые и лояльные специалисты. На турслёте руководитель видел, как ведут себя его работники, каждый филиал компании показывал своё «лицо». Другим крупным мероприятием было празднование Нового года. В компании было два формата вечеринки: классические корпоративы, которые проводил для сотрудников каждый филиал, и закрытое мероприятие в головном офисе — на него приглашали только тех, кто выполнил KPI.

3. Сессия стратегического планирования (ССП) и система совещаний на KPI. ССП проводилась в феврале, когда были видны результаты прошедшего года. Ключевым показателем всегда был прирост по товарообороту (+20% ежегодно) — и все отделы справлялись с задачей. Вторым ключевым показателем была маржа (31-32% в год) — он позволял сбалансировать показатель товарооборота, то есть мы видели, что объём продаж вырос не за счёт акций. На ССП приглашали топов и ключевых сотрудников филиала, они делали отчётные презентации. Затем выступал собственник и озвучивал цели на год. Филиалы обсуждали, как выполнять поставленные задачи, назначали руководителей проектов и так далее. Раз в три месяца внутри филиала подводились промежуточные итоги и корректировался план действий.

-5

4. Аттестация — соответствие сотрудников должности. Мы проводили много разных аттестаций, например, через месяц после трудоустройства первую аттестацию проходили стажёры. Если они успешно с ней справлялись, им повышали категорию и оклад, если нет — продлевали испытательный срок на второй месяц, а затем при необходимости и на третий. Раз в три месяца можно было повысить категорию. Мы выделяли пять уровней профессионализма: стажёр, третий, второй, первый и высший. Например, у продавцов мы оценивали знание товарного ассортимента: для высшего уровня нужно было качественно проконсультировать человека по любому товару в магазине, а стажёрам достаточно было знать 2 товарные категории. Переходить от стажёра, например, ко второму уровню сразу нельзя, надо пройти все этапы по очереди.

5. План индивидуального развития. Этот документ создавался по итогам аттестации, на 70% состоял из практических задач, необходимых филиалу, и на 30% из теории, регламентов и других данных.

Эйчар в этой работе был зеркалом, глазами и ушами руководителя, транслировал ему ситуацию и показывал слабые места, на которые нужно обратить внимание.