Начинается роман с фразы «Что за прелесть эта Наташа», более мощной отсылки и придумать было нельзя — сразу повеяло Толстым. А от названия — Чеховым. Из этих веяний сложились определенные ожидания, которыми автор изначально завысила себе планку.
«Сад» — семейный роман в исторических декорациях. Действие начинается в середине 19 века в усадьбе под Воронежем, которую только что приобрели князь и княгиня Борятинские. Плодороднейшая земля и сад, где деревья ломятся от плодов, провоцируют пожилых по меркам своего века 40-летних супругов на шалости, в итоге у них рождается поздний ребенок Туся.
Девочка далеко не Наташа Ростова, в честь которой она названа — у Туси толстенькие ножки, она неуклюжа и, похоже, что у нее синдром Аспергера, который успешно корректируется в процессе взросления. (Мода сейчас такая, что ли — делать героями литературы людей с легкими ментальными расстройствами?) Впрочем, Тусю это не портит.
Как многие семьи с ребенком-инвалидом, семья Борятинских распадается, Туся растет в усадьбе под присмотром по-немецки дотошного доктора Мейзеля, который заботой об ущербном ребенке лечит свои застарелые психотравмы.
Если Толстой и Чехов писали о современниках, и их герои получались достоверные и убедительные, то и Борятинские, да и другие персонажи получились эфемерными, «на тонких ножках фантазии», несмотря на наличие исторических прототипов. Но наблюдать за ними забавно.
«Так к пятидесятому году своей жизни княгиня Надежда Александровна Борятинская, урожденная фон Стенбок, превратилась в самую настоящую барыню. Она, разумеется, не научилась отличать сеялку от жатки, как и прежде, поздно ложилась и поздно вставала и, бывало, целые часы проводила в прелестной праздности — вышивая или за фортепьянами, но, даже никуда не торопясь, она теперь решительно все успевала. Потому что не было больше в ее жизни ни суетности, ни суеты, которыми полнились когда-то целые дни в Петербурге, бесславно растраченные на визиты и балы».
Во второй части романа появляются новые герои — гимназист, затем студент, затем аферист Радович из Симбирска, через которого вводится семья Ульяновых с несносным подростком Володькой, всюду ходящим с шахматной доской и пристающим с просьбой «сыграть еще партейку».
Радович дружил со старшим Ульяновым, Сашей, до тех самых трагических событий, после которых младший брат решил отомстить за старшего. Но роман закончился раньше. А может, и зря — вполне можно было провести героев и через этот исторический слом, раз уж до него почти дошли.
Что понравилось: книга легко читается, у Марины Степновой легкий слог и образный язык, за героями следить интересно, их характеры преломляются сквозь авторскую иронию, поэтому временами вызывают усмешку. Отложить или бросить читать желания не возникало. Хотя, конечно, Степнова — это не Толстой и не Чехов. Думаю, она и не претендует. Но тонко потроллить читателя шанса не упускает.
Предупрежу на всякий случай, что в книге есть ненормативная лексика. Можно спорить, оправдана она или нет, по моим ощущениям, автор применяет ее из чистого хулиганства и эпатажа.
Рекомендую ли к прочтению? А почему бы и нет, если есть желание и интерес читать современную прозу. О том, что прочитала, не жалею, но перечитывать вряд ли буду.
А вы читали? Что скажете?
Хочу проанонсировать будущую публикацию — в рубрике «Студент читающий» в ближайшее время мы с сыном поговорим о романе Марины Степновой «Женщины Лазаря». Как говорят в таких случаях, не переключайтесь!
Заглядывайте почаще на мой канал «Кино и книги круглый год», для вас здесь найдется много интересного!
#книги #чтение #книги круглый год #рецензия #обзор #современная проза