ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЕРА И ЕЕ НАРУШЕНИЕ.
Сравнение двух картин: «Богатырей» В.М.Васнецова и «Богатыря» М.А.Врубеля
(см. выше репродукции картин)
Я обожаю картину Васнецова «Богатыри». Это великая, величайшая картина. Не случайно в Третьяковке она является самой популярной картиной, пользующейся неизменной народной любовью. Здесь вполне уместны пушкинские слова, что к ней «не зарастет народная тропа». В картине сочетаются художественное мастерство, великолепная живопись, историческое чутье художника, былинный, богатырский дух, размах, любовь к Родине, к русской земле.
Картина Врубеля «Богатырь» замечательна своей сказочно-былинной гротескностью. Она очень точно передает дух былин о Святогоре и Илье Муромце…
Эти картины почти об одном и том же, о богатырстве. И там, и там древний сказочно-былинный сюжет. В то же время они используют разный художественный язык, в чем-то противоположный.
У Васнецова трое богатырей, как бы составляют небольшой коллектив. Богатыри Васнецова имеют разный характер, разную сущность, но в то же время неразделимы, дополняют друг друга.
У Врубеля богатырь-одиночка.
У Васнецова — ярко выраженный коллективизм, присущий русскому человеку. У Врубеля — индивидуализм. Картина Васнецова отвечает коллективистскому духу русского народа, демонстрирует его.
Картина Врубеля абстрактно-индивидуалистична, как бы отвлекается от коллективной составляющей былинных сюжетов, от темы Родины, ее защиты от всяких ворогов, недругов русской земли.
Нет, Врубель не игнорирует особенности русского богатырства. Врубелевский «Богатырь», намекает на них, подразумевает их, выводя всё же эти особенности большей частью за скобки.
У Васнецова реалистично представлены и люди, и кони, и природа. У Врубеля всё сказочно-гротескно: и богатырь, и конь, и окружающая природа. Два взгляда на богатырство, на изображение былинных героев.
Васнецов в этом заочном поединке явно выигрывает. Информационно и эмоционально он передает гораздо больше содержания, смысла. Лазаешь глазами по картине Васнецова и испытываешь большое эстетическое удовольствие от этого лазанья. Много пищи для размышления, для анализа, для переживания.
Врубелевский «Богатырь» по-своему великолепен, хотя и уступает по живописи, по цветовой гамме, по ясности стиля. Такой сказочно мощный, преувеличенно тяжелый по комплекции, грузно сидящий на не менее сказочно мощном коне, как бы вросшем в землю… Чем-то "Богатырь" Врубеля напоминает его же картину "Пан".
Взгляд русских былинных героев в картине Васнецова обращен вдаль, они в дозоре, в некотором напряжении, действии.
Музыкальный аналог «Богатырей» Васнецова — первая часть Богатырской симфонии А.П.Бородина.
Взгляд богатыря Врубеля тоже вроде бы обращен во вне, он вроде бы смотрит вперед, не вниз, не вверх. Но взгляд богатыря как бы бесстрастно спокоен, невозмутим. А тесные рамки картины не позволяют оценить этот взгляд как взгляд вдаль, как взгляд человека, находящегося в дозоре. У меня «Богатырь» Врубеля ассоциируется с начальной темой симфонической поэмы «Русь» М.А.Балакирева. Там и там что-то такое древнее, древнейшее, дремучее, глубокая седая древность…
Богатыри Васнецова, Богатырь Врубеля. Сравнительный анализ
3 октября 20223 окт 2022
162
2 мин
2