Летнее утро обещало прекрасный солнечный день. Я улыбнулась сама себе и стала собираться на работу. В голове роились мысли о предстоящем рабочем дне. Думаю необходимо сказать несколько слов о себе. Я относительно недавно работаю контролером-ревизором в Контрольно-счетном департаменте, чуть более года. Мне двадцать восемь лет, не замужем, увлекаюсь садоводством и детективами.
Сегодня мне предстояло согласовать с начальником Комитета по земельным и имущественным отношениям местной Администрации акт проверки, проведенной в городской коммунальной организации «Жилком». Провести совместную проверку попросила глава города.
Проверка была выборочная, по двум вопросам, интересовавшим главу, и по срокам всего пять дней. Тогда я еще не знала, что общение с начальником этого Комитета будет очень полезным в следующей ревизии для меня и печальным для него.
Мы договорились встретиться в кабинете в десять часов утра. Марк Олегович как всегда превосходно выглядел, что называется «с иголочки» и дорого. Предложив мне чаю, сам взялся за изучение акта проверки. Прочитал, немного подумал о чем-то и сказал:
- Все отлично, коротко и понятно. Подписываю, вернее согласовываю.
- Скажите, - произнесла я, - где все работники? Ваш Комитет занимает довольно небольшое помещение. Но, вот уже третий раз, посещая Вас, я мельком, буквально в дверях, встречалась только с главным бухгалтером. Простите, но даже чай Вы наливаете мне сами.
- А, - растерянно выдал Марк Олегович, - просто все ушли на «объекты». Главный бухгалтер как всегда пропадает то в банке, то в налоговой инспекции.
- Жаль, ни с кем из них не познакомилась. У вас большой штат?
- Да нет, всего пять человек, включая меня.
Глаза Марка Олеговича сузились и сам он напрягся.
- Ладно, - сказала я, направляясь к выходу, - спасибо за вкусный чай и приятное общение.
Марк Олегович облегченно вздохнул, улыбнулся и попрощался:
- Всего хорошего.
Придя в Администрацию, я заглянула в отведенный для меня кабинет, положила на стул сумку и уже собиралась идти на прием к главе, как в дверях возникла фигура главного бухгалтера Администрации Галины Андреевны.
- Привет. Ты уже слышала, что произошло? – прошептала она.
С Галиной Андреевной мы были знакомы давно и поэтому общались по-простому.
- Нет, - подыгрывая ей, прошептала я,- что случилось?
- Наша «королева», ну ты понимаешь, о ком я, - зашептала она, глазами показав на дверь приемной главы, - вдрызг разругалась со своим «комитетчиком». Не поделила его со своей секретаршей, та сейчас рыдает в туалете.
Я, честно говоря, не люблю подобные разговоры и стараюсь их не поддерживать.
- Галина Андреевна, извините, но я спешу на прием к главе. Люба секретарь звонила и просила срочно подойти в Администрацию.
- Нет, ну хорош же Марк, - не унималась она, - Елена Вадимовна, его из простого специалиста подняла до крутой должности начальника Комитета, а он крутил амуры не только с ней, но и под самым ее носом с секретаршей. Как тебе, а? – злорадно спросила Галина Андреевна.
Мне стало не по себе от такого вопроса. Я поняла, что у Марка Олеговича, с которым я только что встречалась, и у главы города были особые отношения. Но меня их личная жизнь не интересовала.
Галина Андреевна ждала ответа, однако, я только пожала плечами и вышла из кабинета.
Секретарь в приемной встретила меня с опущенными глазами, рукой показывая на дверь главы, давая понять, что меня ждут.
- Добрый день, Елена Вадимовна. Можно?
- Да, конечно, Светлана Алексеевна, проходите. – Вежливо ответила глава города. – Я Вас ждала. Как там результаты проверки?
- Вот, пожалуйста, акт проверки и документы, подтверждающие факты незаконного присвоения денежных средств.
Глава жестом пригласила меня присесть на стул, а сама стала изучать материалы проверки. Мне было понятно ее желание разобраться с результатами лично, так как именно ее население города буквально «забросало» жалобами на «Жилком». Проблема заключалась в том, что Елена Вадимовна на одной из встреч с населением по вопросу общественного обсуждения бюджета городского округа в части расходов на жилищно-коммунальные расходы заверила, что закуплено коммунальное оборудование и инструменты для обслуживания жилищного фонда на немалую сумму. Однако, людям при посещении «Жилкома» отказывали быстро заменить в квартирах пришедшее в негодность коммунальное оборудование, предлагая ждать месяц, а то и больше. Если было желание заменить трубы, счетчики или что-то еще более оперативно, предлагалось приобрести оборудование значительно дороже, чем в случае долгого ожидания.
На основании жалоб Администрация обратилась в наш Департамент с просьбой провести проверку по поставленным вопросам в МУП «Жилком».
Роль Марка Олеговича в проверке заключалась в том, чтобы от Администрации подстраховать меня в имущественных вопросах. Хотя, в самом деле, его помощь не пригодилась.
Вызвав некоторых из жителей города, кто жаловался на действия «Жилкома», сверив данные выписанных им счетов на приобретение оборудования для замены, со счетами на оплату, находящимися в бухгалтерии, стали видны размеры расхождений данных счетов на оплату у населения и данных счетов в организации. Разницу в пользу «Жилкома» кладовщица и работники бухгалтерии делили между собой. С чем-то подобным я потом еще раз столкнулась при ревизии в другом городе, но об этом в одной из историй.
Пока глава изучала материалы проверки, мне вспомнился ее первый день.
Проверку было решено провести внезапно, никого не предупреждая. Мы с Марком Олеговичем договорились, что придем вместе с самого утра. Марк Олегович, как бы по своим вопросам заранее попросил начальника организации о встрече. Тот согласился и к девяти утра ждал в кабинете.
Я подошла к воротам организации на пятнадцать минут раньше, чтобы немного осмотреться. Административное здание находилось на одной территории с гаражом и производственно-складскими помещениями.
- Дамочка, случайно не интересуетесь приборчиками учета воды? Новенькие, можно сказать только что произведенные на белый свет. Совсем недорого. Могу и сам их установить. Опять же недорого. Вижу же, что чем-то здесь интересуетесь.
Прямо передо мной стоял мужчина на вид около семидесяти лет в рабочем комбинезоне и с маленькими коробочками в руках. Взяв меня осторожно под локоть, он отвел меня в сторону от ворот.
- Ну, согласна? - Спросил он. - К этим мегерам в бухгалтерию не ходи. Скажут, пишите заявку, через месяц, может быть, привезут, еще через месяц установим. Хотите раньше – платите большие деньги. А я так, от всей души, все быстренько установлю.
- Михалыч! Залезай в трактор и езжай на вызов. – Выглянув из окна проходной, заорал охранник.
- Не ори, видишь, общаюсь с приятной женщиной.
В тот же момент я увидела Марка Олеговича, входящего через калитку.
- Светлана Алексеевна, пойдемте, Василий Александрович ждет. Сообщим о начале ревизии.
- Сейчас Вас догоню, - ответила я, – встретила знакомого.
Из будки вышел охранник, с удивлением разглядывая меня, краем глаза одновременно следя за Михалычем.
Бедный Михалыч поменялся в лице и с мольбой в глазах зашептал:
- Дочка, я ж не знал кто ты. Первый раз в жизни сдурил, больше не буду. Не выдавай, богом прошу. Я сейчас же все верну, обещаю. – Пролепетал он. – Это Семеновна мне сейчас предложила эти дурацкие приборы. Говорит, подзаработаешь. Не губи. Это прямо рок какой-то.
- Хорошо, быстренько несите обратно.
Почему-то мне стало жаль старичка. Интуиция просила дать ему шанс.
- Если ваша Семеновна не захочет их взять обратно, приходите ко мне, буду пока в административном здании, найдете, – добавила я.
- Ой, спасибо дочка! Век не забуду. Теперь точно знаю, таких людей, как ты, надо знать в лицо.
Старичок, похрамывая, убежал в сторону складских помещений, пряча коробочки под комбинезон. Почему-то я ему поверила. В душе даже смеялась над произошедшим.
Направляясь к административному зданию, я увидела, как старичок уже выскочил из двери склада, поглаживая комбинезон, давая мне понять, что коробочек в нем нет.
Потом, когда все выяснилось по результатам проверки, я поняла, что кладовщица неуклюже пыталась подставить того бедного незадачливого тракториста и перевести подозрение с себя на него, раз так свободно позволила ему вынести те три коробочки с приборами учета воды. Но, для дедушки все закончилось хорошо. Надеюсь, больше он на такое не пойдет. Можно сказать, он отчасти даже помог мне пойти в правильном направлении к выявлению махинаций.
Елена Вадимовна между тем изучила акт проверки, мельком просмотрела другие документы.
- Ладно, - произнесла она, - с этим вопросом разобрались. Надеюсь, больше жалоб на их работу не будет. У меня к Вам срочное новое поручение. С Вашим руководством уже все согласовано. Необходимо немедленно начать проверку Комитета по земельным и имущественным отношениям. Проверить надо всю финансово-хозяйственную деятельность, так как я планирую его реорганизовать, частично штат сократить и сделать отделом Администрации без самостоятельной финансовой деятельности. Сколько Вам надо времени на подготовку?
- Думаю, сегодня к вечеру все будет готово и завтра можно приступить. Мне одной проводить проверку?
- Да, если возможно, проведите проверку одна, без распространения конфиденциальной информации. Занимаемый Вами кабинет в Администрации, на время ревизии в комитете останется в Вашем распоряжении.
Елена Вадимовна замолчала. В ее глазах горел недобрый огонек. Я подумала, что это огонек мести любимому человеку за измену. В голове мелькнула мысль, что еще утром я с Марком Олеговичем согласовывала акт проверки, а уже в обед мне надо идти составлять программу ревизии возглавляемого им комитета.
- Хорошо, - тихо добавила я, - через пару часов подготовлю программу, отправлю на утверждение в наш Департамент, а к вечеру принесу Вам на ознакомление.
Глава махнула удовлетворенно головой, и я вышла из кабинета.
До конца рабочего дня все необходимые документы были готовы, утверждены и согласованы. Завтра мне предстоял тяжелый день, впрочем, как и вся ревизия.