«Среди густых облаков дыма и паров паровоз полетел с берега в Неву и зарылся передними колесами, да так и застрял с приподнятыми задними колесами. Над ним нахлобучился передний вагон, частью вися на воздухе. Задние вагоны остановились, наскочив друг на друга» — так «Петербургская газета» описывала случившуюся 15 июля 1911 года катастрофу на Ириновской железной дороге, соединявшей Охту с деревнями Борисова Грива и Шереметьевка.
На престольный праздник Ильинской церкви на Пороховых богомольцы возвращались поездами узкоколейной Ириновской дороги. Поскольку пассажирских вагонов в тот день не хватало, то к поездам цепляли обычные платформы, на которые ставили скамьи. Однако тормозов у этих платформ не было…
Таким был и злополучный поезд, отправившийся в три часа пополудни с Пороховых в сторону станции Нева — конечного пункта, располагавшегося некогда там, где ныне стоит дом № 62 по Свердловской набережной. Паровоз № 4, имевший имя «Сергей», вез в город два пассажирских вагона и восемь платформ. Всего около 400 человек.
Перед конечной станцией дорога имела довольно крутой уклон.
«Я вместе со своей женой ехал в одном из передних вагонов. Не доезжая нескольких саженей до остановки поезда, мы вдруг к своему ужасу заметили, что поезд не замедляет ход. Чувствуя, что случилось неладное, я сообщил об этом жене и, посоветовавшись с ней, начал пробираться к выходу. Сделать это было очень трудно благодаря тому, что вагон был переполнен пассажирами…», — рассказывал репортеру купец Таисов.
Как выяснилось позже, машинисты начали слишком поздно замедлять ход. Так что не имевшие тормозов вагоны толкали паровоз, не давая ему остановиться. В результате поезд проскочил станцию, снес чугунную преграду, пробил деревянное ограждение набережной и упал в Неву. К счастью, машинист успел спустить пар, иначе взрыв котла был бы неминуем.
Когда стало понятно, что состав не сбавляет ход, среди пассажиров началась паника. «С женщинами делались истерики и обмороки. Дети плакали навзрыд. Некоторые мужчины так озверели, что набрасывались на женщин и детей и, не понимая, что делают, душили их, желая пробраться к выходам из вагонов», — сообщал газетный репортер.
В возникшей давке только чудом никто не только не погиб, но даже не получил серьезных травм. На месте катастрофы «всюду валялись шапки, трости, различные узелки и свертки, брошенные злополучными пассажирами во время бегства из поезда в паническом страхе».
По материалам рубрики «Наследие» автора Ильи Лапина.
Читать также:
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.