Содержание
Введение
Запаздывание взросления
Что такое быть зрелым
О чём все забывают
Изменим мир
Враги взросления
Что делать?
Заключение
Введение
Тема сегодняшней статьи весьма не простая, потому как мне не удалось найти каких-то серьезных научных статей или исследований на тему взросления и я в большей степени ориентируюсь на собственные мысли и небольшой набор статей «интернет-психологов». В то же время тема взросления и инфантильности это во многом и философская проблема, поэтому и я постараюсь порассуждать. Так, что в этот раз, особо обращаю внимание, что это именно моё личное мнение и я не претендую на истину. Однако, постараюсь как следует раскрыть тему со своей точки зрения.
На написание этого материала меня подвигло то, что в большинстве текстов говорится о взрослении в основном, как о принятии на себя ответственности за свою и чужие жизни. Но я считаю, что это далеко не единственное в чём выражается зрелость личности и именно об этом я буду писать.
Запаздывание взросления
Взросление, вернее его запаздывание, а иногда и полное отсутствие тесно связано с инфантилизмом, о котором я уже коротко говорил в другой своей статье. Инфантилизм это изначально медицинский термин, отражающий физическое и психологическое запаздывание в развитии. Однако, со временем этот термин прижился и в бытовом понимании. В этой статье речь не пойдёт о клинических случаях, и даже просто о крайних его проявлениях. Я хотел бы сосредоточиться на менее заметном, но при этом, несомненно, более массовом проявлении такого явления (статистику не собирал, но крайние проявления всегда более редки, чем малые или средние).
Начнём с того, о чём чаще всего можно прочитать у психологов, особенно в интернете. Проявление инфантилизма у физиологически взрослых людей связано со сниженной личной ответственностью и частым перекладыванием ответственности на других, подростковыми моделями поведения, наивностью и юношеским максимализмом, неспособностью преодолевать жизненные трудности, как в материальном, так и в психологическом смысле.
Существуют указания и на более узкие проявления, вплоть до неумения пользоваться деньгами (точнее контролировать расходы), отсутствие жизненных целей и неспособности выйти из зоны комфорта. Хотя не исключено, что многие проявления комплексные и в той или иной степени имеют отношение к инфантилизму, на мой взгляд, грести сюда всё подряд подход сомнительный. Некоторые из этих предположений о проявлениях легко можно связать с другими особенностями характера или психологическими особенностями человека.
В качестве причин такого поведения чаще всего указываются: психологические травмы из детства, чрезмерная забота родителей о своём ребёнке, отсутствие любой ответственности с детского возраста. На мой взгляд это лишь часть, того влияния, которое приводит к инфантильному поведению. Некоторые психологи в качестве дополнительных причин указывают, лёгкость современного бытия и отсутствие современных ритуалов взросления.
Поделюсь с вами и личным мнением на этот вопрос. Многие, наверное, слышали выражение «Бытие определяет сознание» (возможно кто-то вообще не понимает смысл этого выражения, но об этом мы, пожалуй, поговорим в отдельном материале). Так вот, инфантильность всё чаще начинает проявляться в обществе из-за целого комплекса причин, включающих как вышеуказанные, так и вообще всю окружающую нас жизнь. Нет какой-то единой причины, которую можно устранить, чтобы взрослые люди стали на самом деле взрослыми, потому что это работа целой системы формирующей мировоззрение человека.
Что такое быть зрелым
Сначала я хотел назвать этот раздел, что такое быть взрослым. Но потом решил, что в нынешних реалиях, не смотря на тему статьи, это слово не даёт необходимого акцента. Слишком сильно в нашем мозгу слово взрослость связано с физиологическим возрастом, но не каждый, даже 40 летний человек – зрелый.
Моё глубокое убеждение в том, что взрослость не определяется умением прочистить засорившуюся раковину, сходить в магазин и родить пятерых детей (кстати, последнее вполне может говорить не о высокой степени ответственности, а, напротив, о безответственности). Несомненно, умение самостоятельно и добровольно возложить на себя ответственность за себя самого и за кого-то другого, является важной частью процесса взросления. Но прежде этого, необходимо навести порядок у себя в голове, а вот с этим пунктом, как правило, и происходит самая большая проблема.
Состоит она в том, что взрослый человек, продолжает поверхностно мыслить и не в состоянии грамотно и критически оценивать жизненные обстоятельства и окружающие события. Хотя, напрямую это не вполне проблема взросления, но это является одной из первопричин, почему подросток не может перейти на более зрелый этап своей жизни. Прежде всего, это крайне узкий кругозор, как следствие уменьшения количества серьезной литературы и кино и максимального продвижения развлекательного и часто примитивного контента всех типов.
Кажущееся впечатление, что это не оказывает влияния на развитие личности, обманчиво. Хочу ещё раз напомнить о статьях по достоверности информации, и по информационному загрязнению, потому что всё это очень тесно связанные вещи. И дело не обязательно в низком интеллекте, глуповатый человек, вполне может быть достаточно зрелым, а интеллектуал инфантильным. Дело в том, на что этот интеллект направлен и как широк у человека кругозор.
Отсутствие системного подхода (кратко в книге Азбука системного мышления) и понимания жизненных процессов приводит к тому, что свою текущую жизнь такие люди воспринимают лишь на уровне ближайшего окружения, своеобразного пузыря. При этом они могут искренне удивляться тому, как случилось НЕЧТО, в то время как это НЕЧТО, было вполне прогнозируемым и закономерным следствием тех или иных действий или событий.
О чём все забывают
Один из важнейших признаков зрелости личности, это умение принимать окружающий мир таким, каким он в действительности является, сложным и бескомпромиссным. Юношеское желание идти наперекор общепринятым устоям, причём любым: культурным, политическим, социальным, чаще всего появляется из-за непонимания и/или неприятия окружающего их мира. И чем хуже такие молодые люди образованы (тут речь не об официальном образовании, а об общей эрудированности и ширине кругозора), тем значительнее их непонимание. Конечно, значительное влияние на это оказывают и другие трудности: неблагополучное окружение, физические или психологические травмы, особенности характера.
В юности, молодым людям выросшим в «тепличных» условиях, сложно, а подчас и невозможно это понять. Думаю все обращали внимание, что подростки выросшие в более суровых условиях чаще гораздо быстрее взрослеют. Да, они могут вырасти жестокими и озлобленными в ряде ситуаций, но вряд ли их можно упрекнуть в недостатке ответственности, как минимум, за самих себя. А происходит это от того, что они вынуждены принимать окружающий мир таким, какой он есть, хоть и в своих локальных рамках. Они быстро осознают, что вопреки их желаниям и хотелкам, будут происходить те события, которые происходят. Они быстрее осознают неизбежность некоторых событий и невозможность повлиять на некоторые из них, но в то же время быстро учатся подстраиваться под ситуацию. Да у них может не быть широкого кругозора и вообще образования, для понимания глобальных процессов, но у них, даже к юным годам скапливается большое количество жизненного опыта и реальных жизненных ситуаций, которые они вынуждены анализировать.
Юноши выросшие в благополучных семьях и в благополучное время, редко могут представить себе реальное принуждение. Это кажется каким-то эфемерным, чем-то из другого мира. Но как только случается критическая ситуация, которая принуждает вас к чему-то мир переворачивается. Техногенная катастрофа, преступность, тюрьма, война. Настоящий мир врывающийся в наше обыденное существование разрушает сложившуюся картину, не отвечающую реальности. Как же так, мы жили-жили, никого не трогали и тут такое. Некоторых людей это заставляет переосмыслить жизнь и повзрослеть. Некоторые могут просто надломиться, не зная, что им дальше делать и как жить. Это всё последствия непринятия и непонимания реальности.
В то же время когда подросток правильно воспитан, и имеет хорошее образование либо осваивает переданный родителем или наставником жизненный опыт, подобные события не вызывают у него шок. Он представляет и понимает, что и почему вокруг происходит. Он может ориентироваться в этих процессах и подстраиваться правильным образом, чтобы сохранить личное и семейное благополучие и собственную жизнь по мере своих возможности.
Ключевое в этом - это принятие окружающего мира, со всеми его достоинствами и недостатками. Он может нравится, может не нравится, это не имеет значения. Мир такой, какой он есть и другого у нас нету, так что первым шагом, независимо от собственных пожеланий должно служить принятие существующей ситуации, без ухода в депрессию и панических атак.
Изменим мир
Я уже вижу, как мне стремительно хотят возразить, что, мол, это просто «старые» и закостенелые взрослые не хотят ничего менять и готовы принять любые условия, а уж молодые, они умные и активные, они хотят сделать мир лучше. А проблема состоит в том, что невозможно сделать мир лучше, не понимая, как он устроен. Не зная и не понимая истории, экономики, политики, законов природы невозможно изменить ничего вокруг. И даже понимая всё, зрелый человек осознаёт, что для того чтобы что-то изменить недостаточно только желания. Нужен подходящий момент, правильные люди, социальная готовность и так далее. И речь не только о каких-то серьезных преобразованиях, даже к новым научным или культурным веяниям, общество или его части должно быть готово. Бесполезно было доказывать, что Земля шарообразная, пока общественность не была готова принять это. И уж тем более нельзя просто влезть на баррикаду, чтобы изменить мироустройство, если ты не знаешь ничего об этом устройстве.
Посмотрите на многочисленные современные молодёжные фильмы о юных революционерах, «Голодные игры», «Дивергент», «Мистер робот». Они миллионам молодых людей внушают идею о социальной справедливости, совершенно не давая понимания о том, как система работает (а возможно, что и умышленно это скрывая). Более того, они вообще зачастую не демонстрируют систему, сводя всё к неким негативным личностям, которые, якобы если сместить, то всё волшебным образом измениться. И вот это примитивное представление о мироустройстве с годами укореняется. После чего мы видим всяческие протесты и беспорядки, на которые ходят «дети» всех возрастов, за всё хорошее против всего плохого, являясь жертвами манипуляций массовым сознанием.
При этом порой главная мысль в такой голове - «они просто не понимают, а я то вижу» или «они просто злые, а я за справедливость». Чаще всего (не всегда конечно), это значит, что это именно ты чего-то не понимаешь и являешься жертвой чьих-то манипуляций. Возможно, окружающие как раз понимают чуть больше, в силу жизненного опыта или знаний.
Враги взросления
Главные враги взросления, в нашем, так называемом «цивилизованном» обществе в современное время, это массовые медиа и «тепличные» условия жизни. Причём одно, очень сильно поддерживается вторым.
«Тепличные» условия, то есть достаток средств пропитания, относительная безопасность, какая-никакая социальная защищённость, неизбежно приводят к ослаблению человека во всех областях. Хорошо развитая медицина снижает иммунитет, наличие доступной пищи приводит к отсутствию навыков для её самостоятельного получения, безопасность способствует неумению защитить себя, отсутствие физических нагрузок, ухудшает здоровье и т.д. Это естественное следствие подобного образа жизни, характерное для всех развитых стран. Хотелось бы заметить, что представители многих «отсталых» стран, гораздо лучше приспособлены к выживанию в тяжелых условиях, не смотря на свою «отсталость».
Для того, чтобы избегать или максимально снижать негативный эффект подобных последствий, крайне важно вести идеологическую подготовку и пропаганду. Самым простым примером может служить пропаганда здорового образа жизни, которая хоть в какой-то мере обычно присутствует. В то же время, не плохо, было бы вести пропаганду интеллектуального и культурного развития, учёт достижений и прочего. И конечно, одной только пропаганды недостаточно, реально работающие социальные программы и прочее необходимы в таком обществе. Однако, текущая система, увы, имеет иные, деструктивные цели.
Ничего этого либо не делается вообще, либо не делается в нужных количествах и с нужными усилиями. Абсолютно большая часть масс-медиа имеет бессодержательный, низкокачественный развлекательный контент. Как правило, это аргументируется создателями тем, что он имеет большую популярность. И это естественно. Наше тело и наш мозг настроены на то, чтобы затрачивать как можно меньше энергии, когда есть такая возможность. Это один из механизмов выживания. Поэтому если есть возможность не напрягаться и ничего не делать, то мозг будет заниматься именно этим, несмотря на то что это приводит к постепенной деградации организма. А массовая культура вместо того, чтобы бороться с этим, старательно это поощряет. Почему именно это происходит я тут объяснять не буду, т.к. эта тема выходит за рамки статьи, но как я уже много раз говорил, мир непрерывен и всё в нём связано.
Кроме того, по наблюдениям, у меня складывается ощущение, что создатели большой части этого самого развлекательного контента, уже сами росли на таком, и попросту неспособны не только создать, что-то стоящее, но даже понять, что именно они делают не так (надо признать, конечно же, это относится не ко всем… пока что).
Что делать?
Вопрос сложный. Как выше было сказано, изменить мир просто по своему желанию, и тем более стремительно мы не можем, как бы нам не хотелось. Тем более подобные изменения требуют смены поколений, но кое-что сделать всё-таки можно.
В первую очередь начать с себя, и убедиться, что вы сами принимаете окружающий мир, не пытаясь спрятаться в своём пузыре на страничке соцсети, в своём дворе, городе или стране. Поправить образование и расширить кругозор, почитать или послушать умных людей в разных областях. Даже если они не правы, их слова нужно проанализировать и принять или отвергнуть сделав собственные выводы. Вообщем всячески заниматься саморазвитием и собственным взрослением, если такового пока не наблюдается. Так же полезно проявлять больше самостоятельности.
Важно, так же критически оценивать себя самого и информацию из вне. Учиться опознавать и не поддаваться на манипуляции, не быть наивным и избавляться от иллюзий. Этому тоже очень способствует расширение кругозора.
Затем нужно правильно воспитывать своих детей, прививая им ответственность с самого детства, сохраняя баланс между заботой и требовательностью. На практике им показывать, что такое причина и следствие, что каждое их решение, приводит к тем или иным последствиям. Естественно, маленький ребёнок не скажет вам, что он понял. Вероятно, он вообще ничего не скажет, но такие вещи откладываются в мозгу, который беспрерывно учится с огромной скоростью на раннем этапе жизни. Кроме того стоит прививать детям любовь к здоровому образу жизни, любознательности и образованию.
Стоит так же воспитывать в себе и своих детях чувство вкуса и требовательности в отношении культурных и художественных произведений. Сейчас это как никогда актуально. Сложно разобраться самим? Послушайте людей, которые в этом разбираются. Поскольку детей и подростков трудно удержать от желания посмотреть какую-нибудь популярную ерунду, можно посмотреть её с ними, а после обсудить и указать на нелепости и противоречия происходящего. В то же время можно разбавить просмотр более серьезными произведениями, но быть готовым объяснить, о чём оно, в чём смысл и почему это хорошо, а то нет.
Важно проводить экскурсы в историю. В частности, можно рассказать и об упоминавшихся выше ритуалах взросления у разных народов в разное время, включая собственную культуру. Ибо единственный современный ритуал, это законность употребления алкоголя и хождения в кинотеатры на фильмы 18+, что кстати весьма печально, поскольку даёт новые привилегии и никакой новой ответственности.
Заключение
Я понимаю, что вышесказанное даже звучит слишком идеализированно, и как часто бывает, когда в наши планы вмешивается реальная жизнь, они часто идут куда подальше. Но одно понимание и выполнение хотя бы части из этих предложений, непременно положительно скажутся и на вашем психическом и психологическом здоровье и на ваших детях.
Кроме того, всему этому чаще всего мешает недостаток времени и стресс связанный с работой или трудной жизнью, когда нам совсем не до морального взросления. Однако, это уже совсем другая проблема и тема совсем другой статьи.