Какая всё-таки у нас интересная жизнь. Строишь планы, пытаешься всё успеть, а тут тебе как будто говорят: "Ну и куда спешишь? Оглянись!" Оглянулась...
Как и многие люди моего поколения я не очень хорошо разбираюсь во многих религиозных вопросах. Идти по жизни и удивляться ей всё ещё помогает любопытство и настырность. Я к чему: красивый небольшой деревянный храм на улице Вилиса Лациса , освященный в 2016 году, поставлен в память преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев, которые были родителями преподобного Сергия Радонежского. В этом году исполнилось 30 лет прославления и 685 лет преставления преподобных Кирилла и Марии. Ну кто из тушинцев про это знает? Думаю совсем немногие.
Каждый раз, берясь рассказывать какую-либо историю, я в ней просто увязаю - такой поток информации приходит из ниоткуда. Если вы думаете, что история их жизни красива и романтична, то вам точно не сюда.
Кирилл и Мария - ещё одна пара в православии, которые показали пример супружеской любви и верности. Они глубоко и искренне любили друг друга и поддерживали во всех делах.
Эта супружеская пара жила в далёком 14 веке, на землях мощного тогда Ростовского княжества. Боярин Кирилл был ближайшим советником двух Ростовских князей и часто сопровождал их во время поездок в Золотую Орду. Перед отъездом обычно писали завещание, прощались со всеми близкими, так как многие русские из таких поездок домой просто не возвращались. Постоянные отлучки боярина, неурожаи и ордынские набеги разоряли оставленное на жену поместье.
Мария же, проводив мужа и оставаясь на хозяйстве, слёзно молила Бога о нём. О его возвращении домой. В боярском доме все было строго и без излишеств. Бог даровал им троих сыновей, которых они воспитывали в любви и смирении. Каждый из мальчиков умел ценить чужой труд, любил работать сам и владел целым рядом ремёсел. Боярин Кирилл владел достаточным по своему положению статусом и состоянием, но суете княжеского двора супруги предпочитали простую уединённую жизнь в своём поместье Варнице. Живя в деревне, они не пренебрегали и обычными сельскими трудами, занимались благотворительностью. И что бы не задумывал боярин Кирилл, матушка боярыня его всегда и во всём поддерживала.
В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж, который и сегодня хранит свою индивидуальность. Их с Марией семейный очаг был подобен монастырской обители, где не было ничего лишнего. Став достаточно старым боярин Кирилл стал не нужен ростовскому князю. Вместо него обязанность службы правда уже князю Московскому принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также уже успел обзавестись семьёй и жил своим домом. Средний же сын - Варфоломей желал принять иноческий постриг. Родители просили Варфоломея только об одном: подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. Сын отказать им не смог.
Совсем недалеко от Радонежа, где осела обедневшая семья постаревших Кирилла и Марии находился Покровский монастырь в Хотьково. Как было принято тогда в Московском княжестве, был он одновременно и мужским, и женским. На Руси именно в такие монастыри уходили под старость и одинокие люди, и семейные пары, и "простецы", и бояре с князьями... Именно сюда и попросили они своего среднего сына их перевезти, чтобы провести там остаток своих дней, готовясь к другой жизни.
Овдовевший старший сын Стефан поселился рядом с родителями. Все сыновья продолжали ухаживать за ними, потому как к концу жизни постигли их многие болезни. Но Кирилл и Мария не долго пребывали в новом звании схимников. В 1337 году один за другим они умерли в мире и спокойствии. Сыновья похоронили родителей под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей их рода. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Пётр с супругой Екатериной.
После смерти родителей принял постриг и с детства мечтавший об этом Варфоломей, прославивший православную веру уже под именем Сергия Радонежского. Будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря к могилам родителей. Местное предание говорит о том, что он завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось с 15 века: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь.
Преподобным Кириллу и Марии молятся о ниспослании мира и благополучия в браке, даровании супругам малышей, достойном исполнении своего родительского долга.
В годы революции их мощи были едва ли не уничтожены. При перестройке собора в Хотьковском монастыре их вынесли из склепа и разрешили забрать верующим. Слава Богу, что нашлись люди, которые их сохранили...
Подходя сегодня к нашему деревянному храму в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских, я вдруг поняла, что подобный подвиг сохранения семьи в то тяжелое время был действительно огромен и достоин поклонения. Он и сегодня, в современном нашем сумасшедшем мире, так же был бы очень достоин уважения. Память преподобных Кирилла и Марии совершается в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 11 октября и 31 января. Канонизация святых в 1992 году поистине достойно окончила шестивековое почитание этих местночтимых радонежских и хотьковских чудотворцев, давших миру образец христианского устроения семьи и воспитания детей, их вознесение в чин православных святых.
Вот так я сегодня остановила свой бешенный ритм и оглянулась по сторонам... И слава Богу!