Найти тему

У Силуанова не меняется ничего. Минфин опять влезает в долги

Подход Министерства финансов к управлению бюджетными ресурсами не изменился. Министерство Силуанова вновь хочет увеличить долговую нагрузку в бюджете. Это будет сделано в четвертом квартале этого года, который начался вчера.

Министерство финансов планирует выпустить ОФЗ на 150 млрд рублей в четвертом квартале. Да, сумма небольшая. А в конце года долговая нагрузка снизится до 769 миллиардов рупий, если Министерство финансов выполнит план на последний квартал. Формула и рецепт казались простыми. Достаточно было отменить бюджетное правило, и требование о триллионном долге исчезло.

И ладно, я бы даже был готов принять бюджетное правило, если бы деньги ФНБ активно инвестировались в реальные экономические проекты. К сожалению, мы не увидели ничего подобного.

На следующий год запланирован совершенно абсурдный пакет. Валовые инвестиции ОФЗ составляют 2,5 триллиона рублей. Министерство финансов имеет право инвестировать еще 1 триллион рупий (обратите внимание!) в ценные бумаги, чтобы компенсировать использование средств фонда национального благосостояния. Другими словами, деньги, взятые из Фонда национального казначейства, будут возвращены в него путем заимствования на долговом рынке. Только Силуанов знает, что означает такая система.

К сожалению, предварительная информация о бюджете на 2023-2025 годы оказалась не совсем верной. Как я уже писал, в то время планировался гораздо более скромный уровень заимствований: 1,75 трлн евро в 2023 г., 1,94 трлн евро в 2024 г. и 2 трлн евро в 2025 г. Это нормальные значения. В реальном выражении долговое бремя бюджетов даже снизится. Но теперь мы имеем 3,5 триллиона только в 2023 году, что вдвое больше предыдущей цифры.

Но самое интересное заключается в следующем. Как я уже писал, СЗФ будет активно использоваться в ближайшие годы. А именно:

2023 год - 1,96 трлн.

1,96 млрд. в 2024 году - 640 млрд. евро.

И откуда правительство возьмет эти деньги, из ФНБ? Конечно, нет. Значительная часть фонда заморожена. Центральный банк фактически пополняет денежный запас по просьбе правительства путем виртуального обмена замороженной валюты. Они не имеют ничего общего с настоящими. Проще говоря, центральный банк выпускает фонд национального благосостояния для передачи правительству.

И мы не слышим никаких заявлений об инфляционном эффекте, росте цен из-за ограничения выбросов и так далее. Напротив, макроэкономические показатели улучшаются. Это включает в себя увеличение денежной массы, которая только в августе составила 2,51 триллиона рублей. В номинальном выражении это 3,54% всего за один месяц.

Итак. Если центральный банк спокойно печатает деньги для правительства формально для расходов SWF, то в чем проблема печатать деньги для ОФЗ, чтобы Казначейство не черпало и без того скудную ликвидность с рынка? Технических проблем нет.

Давно пора отменить правило, навязанное нам МВФ в конце 90-х годов, согласно которому центральный банк не может печатать деньги для финансирования бюджетных расходов. Однако если кто-то в финансовом блоке не захочет отменить это правило, мы можем повторить опыт второй половины 2020 года, когда деньги в обращении поступали в бюджет через банковское кредитование. Насколько я помню, банки покупали ОФЗ, закладывали их центральному банку и получали взамен ликвидность. В рамках этой системы в бюджет из центрального банка было закачано около 5 триллионов бреттов. Результат был незамедлительным. Россия вышла из кризиса 2020 года с минимальными потерями. ВВП снизился всего на 2,7%.

Теперь имеет смысл повторить эту систему, но в усовершенствованном виде. Министерство финансов может выпускать ОФЗ под 2-3% годовых или даже под нулевой процент, покупаемые непосредственно Банком России. Это решило бы проблему суверенного долга, который может быть реструктурирован в любой момент, а также недостаток ликвидности на рынке и недостаток денежной массы в целом.

Но нет. Вместо этого Силуанов, как обычно, берет деньги с рынка. Отвлекая его от других инструментов. Эта ликвидность может быть инвестирована, например, в корпоративные облигации, что окажет положительное влияние на реальную экономику. Но это пойдет в бюджет, который не должен иметь никаких экономических проблем.

P.S. Pelkästään ensi vuonna valtiovarainministeriö käyttää 1,52 biljoonaa ruplaa valtionvelan hoitoon. Ja velkataakka kasvaa.

Älä unohda tykätä siitä :)Tilaa, niin et jää mistään paitsi!