Делюсь готовым итоговым сочинением, написанным моей ученицей, по теме "Нелегко быть ребенком! Сложно, очень сложно. Что это вообще значит – быть ребенком?" (А. Линдгрен). Тему предложил школьный учитель к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека".
Что это вообще значит- быть ребенком? Ребенок-это незрелая личность, поддающаяся постоянному контролю взрослого, чаще всего в юном возрасте не имеющая своего мнения, своих границ. Ребенок слепо верит старшим, слушается их указаний.
А. Линдгрен считает: “Нелегко быть ребенком. Сложно, очень сложно! “ Я согласна с автором высказывания. По моему мнению, ребенком быть трудно, потому что жизнь подталкивает его к новым испытаниям каждый день. Ребенок на протяжении долгого времени познает мир, и каждый раз, когда он спотыкается об его высокий порог, ищет поддержки и помощи в лицах близких. Докажу свою точку зрения примерами из художественной литературы.
Обратимся к повести Павла Санаева “Похороните меня за плинтусом”, в которой автор рассказывает про свое нелегкое детство: про тиранию, издевательства со стороны бабушки и про ужасную атмосферу, царившую вокруг маленького мальчика Павлуши на протяжении нескольких лет. В семье ребёнка оскорбляли и всячески унижали, а пару лет вообще не говорили, что у него день рождения: “Про дни рождения, в которые мне исполнялось пять и шесть лет, бабушка забывала сказать, и я все время думал, что день рождения-это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник”. Женщина считала, что дитя отвечает перед Богом за грехи матери. Павлуша, будучи не в силах противостоять бабушке, женщине, которая “ухаживает” за часто болеющим ребенком, покупает ему вещи и продукты, учит, кормит и укладывает спать, зачастую принимал сказанное в угоду бабушке, дабы избежать новых порывов крика. Приведённый пример показывает, что усложняют жизнь детям сами взрослые, не умеющие любить.
Вспомним повесть Максима Горького “Детство”. В нем автор описывает свои юные годы и методы воспитания в его семье. За любую шалость, ошибку мальчиков секли вымоченными в воде прутьями: “Дедушка, стоя в углу у лохани, выбирал из ведра с водою длинные прутья…”. Да и били детей просто так, наперед будущих шалостей. Горький показывает, что взрослые не дают право ребенку ошибаться, учиться на своих ошибках. Слово старших-это непреложный закон, которому следует строго подчиняться. В этом и заключается нелегкая жизнь детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: судьба ребенка находится в руках родителей, и нередки случаи намеренного уничтожения детской жизни посредством своих убеждений. Именно поэтому жизнь ребенка так сложна и трудна. Дети-это наше отражение, а душа ребенка-это храм, строящийся из кирпичиков, отданных родителями из своей души. После смерти мы будем жить в их сердце, сердце наших детей, много и много десятков лет, поэтому этот воистину ценный храм нужно беречь от зла изо всех сил.