А помните чумовой футуристический видеоклип “Rockit” с куклами и механическими ногами, дёргающимися из шкафа, который крутили по воскресеньям лет 30+ назад? Да-да, именно тогда я впервые услышал Хэрби Нэнкока, едва ли представляя кто это и как его зовут.
Зато запомнилась напористая музыка из этой инструментальной композиции, отнюдь не джазовой. А ведь за Хэрби закрепилась репутация именно как джазового клавишника.
Так он таковым и является, просто чертовски талантлив, не зациклен, как прочие джазмены только на рояле. Синтезатор был его инструментом ещё в 70-х! С его помощью Херберт Джеффри Хэнкок разрабатывал и обогащал стили джаз-рок и фюжн.
Исполнитель: Herbie Hancock - Head Hunters (1973, джаз-рок, фьюжн)
Творчество музыканта делят на несколько периодов. Из раннего к нам пришёл многоканальный (в формате квадра - quad 4.0) альбом "Sextant" (вышел 3 января 1973), который я тоже однажды разберу. Сегодня же темой обзора станет следующий, 12-ый по счёту альбом, вышедший 13 октября в том же 1973 году.
А сейчас мы разбираем его современную копию на супер-аудио компакт диске с объёмным ремиксом, который, похоже, достался нам от оригинального квадра 1973 года.
Herbie Hancock "Head Hunters" SACD 5.1
Hybrid SACD: 5.1
SACD: 5.1
1. Chameleon 15:41 (P. Jackson/H. Mason/B. Maupin/H. Hancock)
2. Watermelon Man 6:29 (H. Hancock/Arr. by H. Mason)
3. Sly 10:15 (H. Hancock)
4. Vein Melter 9:09 (H. Hancock)
The Herbie Hancock Group:
Herbie Hancock: Fender Rhodes Electric Piano, Hohner D6 Clavinet, ARP Odyssey Synthesizer, ARP Soloist Synthesizer, Pipes
Bennie Maupin: Soprano and Tenor Saxophone, Saxello Bass, Clarinet, Alto Flute
Paul Jackson: Electric Bass, Marimbula
Harvey Mason: Yamaha Drums
Bill Summers: Congas, Shekere, Balafon, Agogo, Cabasa, Hindewho, Tambourine, Log Drum, Surdo, Gankoqui, Beer Bottle
Original Recording Produced by David Rubinson / Herbie Hancock For David Rubinson And Friends, Inc.
Originally Recorded at Wally Heider Studios, San Francisco and Different Fur Trading Co., San Francisco in the Fall, 1973
Reissue Produced by Bob Belden
Digitally Mastered by Mark Wilder
Engineered for SACD by Mark Wilder
SACD: Sony Music Entertainment / Columbia / Legacy (CS 65123), 1997
Hybrid SACD: Sony Music Entertainment / Columbia / Legacy (CH 065123), 2001
Херби Хэнкок - один из многих джазовых пианистов, которые "стали электрическими" и экспериментировали с синтезаторами, и его творчество этого очень прогрессивного периода является одним из лучших джазовых произведений в этом духе.
Но "Head Hunters" менее сложен и воздушен, чем предыдущие альбомы под влиянием Майлза, и успешно сочетает в себе умное, свежее звучание с коммерческой привлекательностью и фанковыми грувами. На него повлиял фанк и, в свою очередь, повлиял еще больше фанка (не говоря уже о том, что его сэмплировали тысячи рэперов). Но даже фанатам хардкорного фьюжна понравятся красочные текстуры и ритмы, используемые здесь; в альбоме больше содержания, чем могут представить некоторые ненавистники.
В "Chameleon" есть знаменитая басовая линия синтезатора ARP, которая служит основой для большей части трека. Постепенно добавляются барабаны, африканская перкуссия, клавинеты, басы и электрические пианино, а удвоенный саксофон управляет основной мелодией. Одним из ярких моментов этого расширенного грува является пропитанное реверберацией синтезаторное соло в середине, которое превосходит многие из тех, что исполняют клавишники прог-рока!
Самый популярный трек "Watermelon Man" - это совершенно новый взгляд на классику 60-х, с довольно инновационным выдуванием пивных бутылок и вокальными всплесками, служащими племенным введением в очень урбанистическую композицию. Это самая короткая песня в альбоме, но в неё многое втиснуто.
Вторая сторона менее доступна сразу, что хорошо сочетается с почти радио-достойной первой стороной; это придает альбому художественную глубину. "Sly" - это очень быстрая, безумная и сумасшедшая пьеса, движимая перкуссией и барабанами. Ритмы становятся очень сложными, но никогда не выходят за рамки такта 4/4, вместо этого растягивая его до предела, в то время как Fender Rhodes и саксофон добавляют свое очарование таким образом, что сочетают в себе влияние Sly, the Family Stone и Майлза Дэвиса.
Между тем "Vein Melter", который звучит по-немецки, но я понятия не имею, что это значит, контрастирует с непринужденностью и прохладой, а всплески мелодии из различных инструментов добавляют тональности непрерывному ритму в стиле болеро. Здесь слушателю не за что зацепиться, но, тем не менее, это приятное атмосферное путешествие.
Изюминкой этого альбома является диапазон используемых красочных звуков и текстур в сочетании с очень чистым, нетронутым продюсированием. Это придаёт ему позитивный городской вид, несмотря на африканское влияние. За ритмы можно умереть, а игра Хэнкока тонко блестяща. Я думаю, что есть хороший баланс настроений, хотя и не в одной песне, что делает альбом лучше, когда он проигрывается до конца. Короче говоря, здесь можно исследовать гораздо больше, чем некоторые хотели бы, чтобы вы поверили. Даже если это менее авантюрно, чем Crossings или Sextant, это компенсируется чистым музыкальным качеством.
В трек-листе “Head Hunters” всего 4 композиции. Только третий трек (Sly) меня заставляет несколько заскучать из-за материала, другие три мне нравятся.
Качество мультиканального микса неровное, его качество падает от начала к концу. Вот что я слышу.
1. Баланс. 1- да, 2 – почти, 3 – нет, 4 – нет.
2. Статика. От доброй квадрафонии в первом номере (все дискретно ото всюду), до чуть улучшенного стерео в четвёртом.
3. Динамика. Леталочка в №1 и совсем скромная в №3.
Выводы.
Микс «Хамелеона» можно назвать самым искусным и затейливым. Медленно начинающаяся композиция, постепенно обрастает инструментами и насыщается элементами в каждом углу системы. По мере их поступления в микшерский пульт инженера, слабый и тихий тыл превращается в зелёное поле, засеянное полевыми цветами. Незадолго до яркой джазовой импровизации, поле облетают кругами летающие объекты, как бы готовя нас к торжеству жизни. Громкие, насыщенные оригинальными (то есть не отражёнными) басом, перкуссиями, синтезатором тылы растворяют дисбаланс. Вовлечение почти 100-процентное, на 10 баллов.
«Арбузный человек» стал хитом ещё за 10 лет до появления в данной версии. Раскладка по каналам в этой вещи выполнена также в прогрессии: чем дальше, тем ярче. Дискретность очень заметная: левый фронт под клавиши и погремушки, центр под ритм-секцию, правый фронт под синтезаторные эффекты, в левом тылу сакс, в правом тылу ритм-гитара и клавишные. Всё бы хорошо, если бы не давление ритм-секции: ударника и басиста спереди. Барабаны нивелируют всех в тылу, кто бы там не играл. Создаётся ощущение недогрузки сзади, некоторый «провал». Поэтому оценка на грани 9 – 10.
«Слай» сделан в заведомо заметной схеме «буква П»: пустоватые тылы с квакающими гитарами. Подключившиеся туда же бонги после облетающего поле эффекта, несколько насыщают заднее пространство, однако их недостаточная громкость не позволяет уровнять фронт и тыл. Дисбаланс. Оценка переходная: с 8 на 9.
Девять пульсирующих минут “Vein Melter” можно назвать потерей многоканальных возможностей. Сквозь тихое эхо тылов пытается прорваться наружу духовой инструмент. Конечно, ему мешает глупость инженера (или потеря исходной многоканальной мастер-ленты, кто знает?). Сложившаяся почти стерео-картина не даёт никому как следует подвигаться и посверкать. В тылах громкие отголоски от фронтальных инструментов. Увы, где-то 5 – 6 баллов.
Результирующая то ли 8-ка, то ли 9-ка высокая, но опять же спорная оценка. Трудно оставаться объективным, когда в руках такой шедевр джаз-рока. Альбом назван «Охотники за головами» и мою он точно поймал! Решусь на волюнтаризм и поставлю 9. Диск, конечно, всячески рекомендую.
p.s.: Обратите внимание: из трёх изданий этого альбома на супер-аудио компакт-диске, только два имеют окружающий звук - негибридный и гибридный с конкретным указанием Multi-Ch.
Другой многоканальный (4.0) диск Herbie Hancock и подобных групп:
Sean Noonan Brewed By Noon "Stories To Tell" SACD 5.0: Страшные джазовые сказочки
Patrick Zimmerli "Phoenix" SACD 5.0: Джазовый феникс
Return To Forever "Musicmagic" SACD 4.0: Джаз-роковое волшебство
Deodato "Prelude" SACD 4.0: Так что же сказал Заратустра? Каждому своё
Al Di Meola "Consequence Of Chaos" SACD 5.1: Последствие хаоса в ремиксе
Medeski Martin & Wood "Uninvisible" DVD-Audio 5.1: Трое из ларца одинаковы с лица
HYPS "Chaotic Planet - Special Master Edition" SACD 5.0: Джазовые интерпретации классики
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Stu Goldberg & Cassius Khan with Jennifer Lauren Goldberg "Dark Clouds" SACD
Deodato "Deodato 2" SACD 4.0: Равель и Гершвин в одном флаконе
Toto "Toto IV" SACD 5.1: Это "Африка"!
Shawn Amos "Thank You Shirl-ee May" DTS 5.1: Реквием по матери
Pete Escovedo "Mister E" SACD 5.1: Господин Карнавал
David Diggs "E-Klek-Trik" DVD-A 5.1: Джаз вечером, после трудного дня
Spyro Gyra "In Modern Times" SACD 5.1: В наше время 20 лет спустя
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!