Найти тему
Design Chat

Город в городе – эволюция столицы Катара

Как и во многих других городах Персидского залива, стремительный рост Дохи привёл к резкому расширению её городской территории. Этот прогрессивный проект призван снизить автомобилизацию населения, создав плотный и удобный для прогулок район, связанный между собой улицами с естественным охлаждением и построенный в человеческом масштабе.

Панорама нового квартала Дохи.
Панорама нового квартала Дохи.

Здесь следует сделать отступление и рассказать, что представляет собой центр катарской столицы. В отличие от Дубая или Абу-Даби – настоящих туристических столиц последних десятилетий, Доха, а точнее её деловой центр являет просто скопление десятков небоскрёбов (сравнительно даже с Москвой небольшого размера) никак не связанных между собой. То есть стоят они себе вместе, красивые издалека, но по сути, одинокие и не располагающие хоть какой-то возможностью вдоль них погулять: ни зелени, ни даже банальных дорожек между ними нет – только автомобильные дороги. А такая конфигурация города – не самое идеальное место для туристов, желающих познакомиться с этой страной. Благо, импульс к развитию сообщил, в том числе, грядущий в 2022 году чемпионат мира по футболу – и специально к этому событию Катар приурочил массу инфраструктурных проектов, в числе которых беспилотное метро, подведённое через всю столицу к стадионам, находящимся далеко в пустыне и аэропорту.

Небольшая этажность застройки контрастирует с традиционными небоскребами города.
Небольшая этажность застройки контрастирует с традиционными небоскребами города.

Благодаря развитию метрополитена, деловой район Дохи получил своё развитие в совершенно новом ключе. Существует современный «катарский» архитектурный язык, в котором и планируется построить совершенно новый район города.

Вернакулярный подход к новой архитектуре придаёт чувство самобытности и аутентичности, уникальное для этой географии – место на своём месте. Здания расположены неформально, воплощая в себе качества исламского города: форма зданий, использование колоннад и навесов – всё это помогает сделать прогулки в жарком климате комфортными.

В новом районе будет реализована концепция "15-минутного города".
В новом районе будет реализована концепция "15-минутного города".

Компактная городская застройка обеспечивает относительно высокую плотность населения и снижает зависимость от автомобилей. Интеграция затенённых улиц, обитаемых крыш, внутренних дворов и террас, глубоких многослойных фасадов минимизирует воздействие жёсткого солнечного света, что в сочетании с естественной вентиляцией и современными строительными системами обеспечивает внутренний комфорт и минимизирует потребление энергии. Весь район построен, если можно так выразиться, на общем основании – четырёхуровневом подземном подвале, который позволяет осуществлять доставку, парковку и обслуживание автомобилей. Для улучшения же мобильности людей внутри квартала проложена бесплатная система легкорельсового трамвая.

Некоторые площади будут крытыми, чтобы поддерживать комфортную температуру.
Некоторые площади будут крытыми, чтобы поддерживать комфортную температуру.

Проект выходит за рамки масштаба отдельного здания, кластера или кампуса, создавая целостную часть города. Цель проекта – извлечь уроки из прошлого, чтобы построить современное место, способное выдержать испытание временем и поддержать переход Катара к постнефтяной экономике, путём создания привлекательного городского ядра, которое может стать магнитом для местных и туристов, жителей и компаний. В новейшей истории архитектуры редко встречался проект такого масштаба и амбициозности – от концепции генерального плана до детального исполнения.

Для удобства жителей по району запустят небольшие трамвайчики.
Для удобства жителей по району запустят небольшие трамвайчики.
Несмотря на концепцию "город без машин", подъехать ко всем важным точкам будет все-таки можно.
Несмотря на концепцию "город без машин", подъехать ко всем важным точкам будет все-таки можно.
Вид на квартал сверху.
Вид на квартал сверху.
Преобладание белого цвета — обязательный атрибут арабского города.
Преобладание белого цвета — обязательный атрибут арабского города.
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17