Город Кировск давно известен каждому любителю активного отдыха. Летом и осенью траффик туристов сюда обычно сокращается, так как Кировск и расположенные рядом горы Хибины интересны в первую очередь как горнолыжный курорт. Но зато в это время можно добраться до интересных и труднодоступных мест, ведь в зимний сезон дороги будут полностью заметены.
Этой осенью я решил добраться до бывшего поселка лесорубов на озере Нижнем Капустном. Часть пути пролегает по так называемой Стройке №509 - это недостроенная железная дорога, которая возводилась в 1950-х годах с привлечением труда заключенных. Уже в 1953 году работы были приостановлены, до наших дней от стройки сохранились остатки мостов, лесные дороги и бараки бывших лагерей.
Вскоре мы свернули на проселочную дорогу. Местами кажется, что на ней можно спокойно проехать даже на обычной легковушке. Но это впечатление обманчиво
Когда едешь на квадроцикле с широкими колесами и подвеской для бездорожья начинает казаться, что эту дорогу осилил бы и простой "паркетник". На самом деле состояние этой дороги хорошо описывает комментарий на одной из онлайн карт: "очень не рекомендую этот путь, проезд только на подготовленной технике и при очень большой необходимости".
Часть маршрута проходит по бывшей взлетно-посадочной полосе аэродрома Березовка. Не так давно многие заброшенные аэродромы начали восстанавливать, возможно, однажды военные вернутся и сюда.
Классическая шутка: установить знак "неровная дорога" в глухом месте, куда на неподготовленной машине уже вряд ли получится добраться. Постоянные кочки, камни и неровности. А ведь путь туда-обратно занимает почти 80 км.
Самое смешное здесь то, что эта узкая проселочная дорога является официальной, на картах она отмечена как Автомобильная дорога 47К-037 Кировск-Умба. Проехать по ней все 180 км от Кировска до Умбы можно только на хорошо подготовленном внедорожнике. Само собой имеется альтернатива в виде асфальтированной трассы.
Примерно через пять километров после аэродрома мы съехали вниз к озеру. Здесь и располагается деревня Капустное.
Пока дорога ещё доступна, в деревне проживают немногочисленные дачники. Зимой добраться сюда можно только на снегоходе, так что постоянно здесь проживает буквально несколько человек.
Деревня была основана в конце 1920-х годов. По словам местных, изначально здесь проживали лесорубы, раньше здесь была даже школа и больница.
Сейчас здесь нет даже электричества. Но всё равно находятся те, кто не против жить здесь постоянно.
Нас встречает собака одного из местных жителей, который находится в деревне даже зимой.
В местных озерах и реках полно ценной северный рыбы, а в лесу - ягоды и грибы. Так что многим жить здесь нравится.
Пробуем воду из колодца. Никакой помпы или лебедки, ведро опускается и поднимается силой рук.
Слева видно столб для линии электропередачи. Эту деревню собираются электрифицировать, но не все местные рады этой новости.
Говорят, если деревню электрифицировать, то это тихое место обрастёт турбазами и новыми дачами.
Местные справляются сами. Заготовка дров на зиму.
А электроэнергию получают от генераторов и солнечных панелей.
В качестве приятного бонуса - огороды, где в северных условиях даже получается собирать клубнику и картошку.
Окраина деревни. Эти старые сараи могли остаться ещё с 1920-х годов, когда эта деревня только возникла.
Местный житель также упомянул, что в деревне могут возникнуть проблемы с медпомощью. Скорая по дороге не проедет, да и мобильная связь здесь почти не ловит.
Сами местные проезжают по дороге на обычных внедорожниках, но они уже наизусть знают каждую яму и каждый камень.
Проехав всю деревню, мы поднялись на квадроциклах на холм, с которого дальше выехали на дорогу. Пора было ехать обратно.
Другие мои статьи про необычные места России можете прочитать по ссылкам ниже:
На этом всё, спасибо за внимание. Дорогой читатель, подписывайся на канал, впереди еще много интересного!