Найти тему

Украинское общество слишком идеализирует ЕС и НАТО

   Россия. Москва. 5 сентября 2016. Политолог Денис Денисов во время круглого стола, посвященного итогам выполнения Минских соглашений за два года с момента подписания первого пакета документов и прогнозам на следующий период. Антон Новодережкин/ТАСС Максим Бардин
Россия. Москва. 5 сентября 2016. Политолог Денис Денисов во время круглого стола, посвященного итогам выполнения Минских соглашений за два года с момента подписания первого пакета документов и прогнозам на следующий период. Антон Новодережкин/ТАСС Максим Бардин

Ряд отечественных экспертов рассматривают конфликт России и Украины как следствие глобальных противоречий между Москвой и коллективным Западом.

По мнению специалистов, присутствует существенная разница в восприятии данных процессов российским и украинским обществом. Эксперты полагают, что украинские избиратели аккумулируют определенный запрос на внешнее управление, а поэтому сильнейшее воздействие западных стран на киевский политический режим не вызывает у электората неприятия. Более того, многие избиратели якобы позитивно относятся к такой модели государственного развития.

Есть ли в украинском обществе запрос на внешнее управление?

Собственную точку зрения по данному вопросу представил директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов:

***

Не секрет, что в современном мире действительно существует большое количество государств, которые находятся под внешним управлением. Зачастую люди в указанных странах достаточно комфортно существуют, особенно те, для кого вопрос о субъектности управления не является значимым.

Для нормального большинства механизм государственного управления должен отвечать, как минимум, двум условиях. Во-первых, он не должен мешать жить, а во-вторых, давал бы возможность зарабатывать. Если эти условия соблюдаются, то для многих граждан фактор внешнего управления не играет какой-то значимой роли.

Категорические не согласен с утверждением, что в украинском обществе есть запрос на внешнее управление. Прежние социологические исследования эту позицию не подтверждают.

Ведь украинцы хотят вступить в европейские структуры не для того, чтобы кто-то из вне ими управлял. Они хотят получать финансирование и ощущать себя более комфортно.

Элементы внешнего управления на Украине безусловно есть. Они присутствуют как в финансово-экономической, так и в политической и военной сферах. Но говорить о тотальности внешнего управления было бы неверным. И за модель, предполагающую внешнее управление, украинцы умирать не готовы.

Поэтому инициативы за интеграцию ЕС и НАТО представляют собой, в первую очередь, стремление к более комфортному образу жизни.

Что подразумевает этот комфорт?

Во-первых, повышение экономического достатка. Далее следуют повышение уровня образования, медицинского обслуживания, свободу передвижения по континенту и возможность трудоустройства в богатых странах. Это достаточно жизненные запросы, в которых политика отсутствует.

Вместе с тем, большинство людей на Украине считает, что сам факт вступления в ЕС и НАТО подразумевает, что их жизнь улучшится. По крайней мере по определенным параметрам. Граждане страны уверены, что бонусы поступят сразу же после вступления в эти межгосударственные объединения.

Это характерно для многих людей – идеализация объекта своего вожделения. В данном случае речь идет об интеграции Украины в Европейский союз.