Найти тему
Бэби-клуб

Самое раннее развитие ребенка

Оглавление
В некоторых регионах Восточной Азии по сей день сразу от рождения ребенку начисляется один год жизни, и каждое прохождение нового года по лунному календарю, а не даты рождения, добавляет один год к возрасту человека. Иными словами, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так что ребенок на втором году от рождения считается двухлетним. В восточной части Монголии возраст традиционно определяется исходя из количества полных лун с момента зачатия для девочек, и числа новолуний с момента рождения для мальчиков.
Пренатальное развитие до сих пор находится в ведомстве акушерства и педиатрии и изучает развитие человека именно как плода. Несмотря на это в последние годы, в том числе в нашей стране, выходит все больше научных работ на эту тему. Существует отдельная специализация — пренатальный психолог. Это специалист, который помогает будущей мамочке, начиная с этапа планирования беременности, избавиться от страхов, тревог и ненужных установок, подготовиться к успешным родам и первым месяцам после рождения малыша, сформировать нормальную привязанность и позитивные отношения в диаде мама-малыш, и который отвечает на вопросы воспитания и развития ребенка. Также пренатальный психолог может быть полезен женщине при наступлении нежеланной беременности, переживании утраты неродившегося малыша, негативном опыте родов и послеродовой депрессии.
-2

Родители, которые приходят в Бэби-клуб и занимаются развитием своего ребенка, безусловно, понимают принципы раннего развития и его ценность для будущего детей. И вот в жизни некоторых мам и пап наступает еще одна чудесная пора ожидания чуда — ожидание второго, третьего, четвертого, а у кого-то и пятого ребенка! Помимо бытовых волнений, подготовки вещей для новорожденного и заботы о здоровье перед родителями встает вопрос, с какого момента начинать развивать своего ребенка? Чем и как заниматься с младенцем до 8 месяцев, когда уже можно идти в Бэби-клуб? Из книги Масару Ибуки «После трех уже поздно» мы знаем, что уже к 6 месяцам мозг ребенка достигает 50% своего потенциала развития! Как же не упустить эту возможность сформировать прочную базу для дальнейшего обучения и развития своего малыша?

Рассуждая о младенчестве, мы нередко забываем, что человек рождается уже, как правило, не чистым листом, а человеком девятимесячного возраста! Как же можно (и можно ли вообще?) заниматься ранним развитием ребенка еще до его рождения?

О раннем развитии вообще широко заговорили лишь во второй половине прошлого века, а до 70-х годов до родов о человеке говорили лишь как о плоде, лишая его тем самым каких-либо личностных черт, особенностей характера и т. д. Но и в то время было очевидно, что каждый младенец уже при рождении уникален, у каждого свои особенности поведения, ритмы, что точно могут подтвердить мамочки двух и более детей. Поэтому сегодня все больше родителей задумываются об установлении контакта с еще нерожденным ребенком, общению с ним и пренатальном развитии. Кому-то такая постановка вопроса кажется абсурдной, как вообще можно чему-то научить ребенка в утробе матери? Давайте разберемся!

Мифы и легенды о пренатальном развитии

  1. Развитие умственных способностей и талантов к чему-либо внутриутробно — невозможно в силу сугубо физиологических причин. Не стоит пытаться учить ребенка алфавиту или таблице умножения, хотя бы потому, что он не понимает значения ни единого вашего слова! Что действительно можно развивать — это эмоциональную сферу малыша, стимулировать его органы чувств, что в свою очередь станет фундаментом успешного развития его способностей в будущем.
  2. Следствие первого пункта — понимание речевой информации. Нет причин надеяться, что ребенок приучится засыпать под сказку «Репка», ведь он понятия не имеет, кто такие дед да баба, и с кем они там ее тянули. Чтобы понимать речь (а речь — это вербализация мышления) надо обладать способностью мыслить образами, т. е. знать образы «в лицо». Именно поэтому детские книжки должны быть качественно и красочно иллюстрированы. В действительности ребенок внутри понимает «из прочитанного» интонацию мамы (или папы), прислушивается к голосу (слух формируется уже к 20-й неделе беременности), его ритмике и вибрациям. Важно отметить, если вы получаете удовольствие от прочтения книги (абсолютно любого содержания), то на гормональном уровне эта «радость» передается и малышу, поэтому нет ничего дурного в чтении «Репки», только при условии что вы сами получаете огромное удовольствие!
  3. Внутриутробное развитие — это работа и труд родителей. Если превратить беременность в тяжкий труд с четким расписанием сеансов связи каждого родственника, режимом прослушивания классической музыки и чтением произведений Толстого (при всем уважении ко Льву Николаевичу), то пользы от этого не будет вовсе! И все по тем же причинам: восприятие происходит на уровне эмоций посредством гормональной связи мама-ребенок, иными словами мама рада — рад ребенок, маме грустно — грустно и ребенку. Бездушное выполнение четкого плана мероприятий по раннему развитию, только потому что так надо (кстати, кому надо?), не приводит ни к какому гормональному обмену, а значит, никак не развивает малыша. Если же мама ненавидит классические произведения, но «ради ребенка» заставляет себя их читать, то ребенок чувствует лишь негативный настрой мамы, а не проникается высокой литературой. В таком случае будет лучше, если мама ничего специально делать не будет, но при этом постарается сама получать удовольствие от периода ожидания малыша, окружит себя, а значит и ребенка, атмосферой любви и заботы.
  4. Негативные эмоции и стресс вредны для малыша. Это неправда. Мы же говорим о развитии эмоциональной сферы, а значит, эмоции (и их прародители гормоны) должны быть максимально разнообразными. Ведь к ним относятся не только радость и удовольствие, но и грусть, печаль, тревоги, обиды и т. д. Это первый эмоциональный опыт человека. Если мама старается исключить любые проявления негативных эмоций во время беременности, то тем самым лишает и ребенка опыта, развития и возможности научиться справляться со стрессом. Если же после негативных эмоций приходят позитивные, то это дает уверенность малышу в том, что любые неприятности заканчиваются, с ними можно справиться и преодолеть, что и является позитивным взглядом на жизнь! Не стоит мучиться чувством вины после просмотра «слезливого» фильма или раздражения на соседа с перфоратором ранним утром, взгляните на это иначе — вы даете ребенку разнообразный эмоциональный опыт! Исключением являются длительные затяжные стрессы и депрессии во время беременности, «без просвета» позитивных переживаний, в таком случае лучше обратиться за помощью и поддержкой к близким или специалистам.

Общение до рождения

-3

Как же бережно можно развивать малыша и общаться с ним до его рождения?

  1. Мы уже упоминали о ненужных и даже вредных установках родителей в воспитании и развитии детей. «Мой ребенок будет читать в 2 года, свободно говорить по-английски в 3 и цитировать классиков в 4 года, а вырастет — будет скрипачом!» — старайтесь удержаться от соблазна сделать ребенка средством своей самореализации. В первую очередь важно дать малышу расти в жизнерадостной атмосфере любви и счастья, снабжая информацией все 10 видов интеллекта (на физический, сенсорный, чувственный и пространственный косвенно можно влиять еще внутриутробно) и 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух). Обоняние и зрение бездействуют до рождения, а все остальные органы чувств можно развивать.
  2. Поскольку слух развивается раньше всего — разговаривайте с ребенком! К моменту рождения малыш уже сможет различать голоса папы и мамы, братьев, сестер и других близких родственников, которые принимали участие в общении с ним до рождения. Причем важно не просто мысленно общаться с малышом, а говорить именно вслух. В этом случае малыш воспринимает не только звуки, но и вибрации, ритмику голоса, изменения дыхания и сердцебиения матери. Разговаривайте лучше о радостном и прекрасном: как вы его любите, ждете, как счастливы, что он выбрал родителями именно вас и именно сейчас.
  3. Пойте ему. Даже если вам медведь на ухо наступил и вы далеко не восторге от своих вокальных способностей. С давних времен известно, когда мы поем, мы сильнее и глубже можем чувствовать, переживаем эмоции полнее, соответственно, и ребенок ощущает более насыщенные и сильные импульсы.
  4. Слушайте музыку. Не одевайте наушники на живот, а слушайте сами, именно ту, которая нравится вам. Вскоре по поведению ребенка можно научиться понимать, нравится ему или нет. Вкусы у деток (да и у взрослых) разные, но учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии: народные и детские песни, из классики Вивальди и Моцарта, и не любят низкие, басовые произведения, например, Бетховена, Баха, Листа. Также следует избегать резких, тяжелых, агрессивных музыкальных жанров. Познакомьте ребенка со своими любимыми исполнителями и произведениями, возможно, они придутся по вкусу и ему!
  5. Читайте малышу. Мы уже упоминали об этом выше — самое важное, чтобы мама сама получала удовольствие от процесса, была максимально включена и погружена в чтение. Пробуйте менять интонации, тембр голоса, громкость и следите за реакцией малыша. Понимать своего ребенка по мельчайшим сигналам и изменениям очень полезный навык, который пригодится родителям после рождения, чтобы улавливать потребности и настроения крохи. Пренатальное общение полезно не только детям, но и родителям именно для установления контакта с таким загадочным существом — новорожденным!
  6. Доказано, что ребенок может различать вкус околоплодных вод, который меняется в зависимости от рациона мамы. Ученые пронаблюдали предпочтения и выяснили: наиболее приятен оказался сладкий вкус и наименее — горький. Получается, разнообразное питание во время беременности способствует и развитию ребенка через развитие вкусовых рецепторов.
  7. Также ребенок способен различать перепады температур (при прикосновении) и поглаживания живота. Ответные толчки малыша станут первыми моментами вашего общения. Таким способом можно не только проявлять свою любовь и ласку, но и успокаивать малыша, «играть» с ним. Все это, безусловно, способствует развитию мозга ребенка.
  8. Двигайтесь. Во-первых, это полезно для поддержания общей физической формы и сохранения красивой фигуры, а наш образ жизни часто бывает малоподвижным, да и врачи нередко рекомендуют излишнее спокойствие, при котором беременность не просто вынашивается, а в прямом смысле вылеживается. При нормальном течении беременности маме показаны даже специальные комплексы физических упражнений. Как это связано с развитием мозга ребенка? При движении активизируется кровообращение мамы, следовательно, и ребенок получают большее количество кислорода, который так необходим для развития нервных тканей головного мозга малыша.
-4

Евгения Белонощенко — основатель и душа Бэби-клуба, мама пятерых детей, рассказывает, что думает об особенностях пренатального развития и как общается с ребенком.

-5
— Для меня это какой-то загадочный, божественный период существования второй жизни ребенка. Первая жизнь — как дух или душа, которая потом решает развиваться во второй жизни — в животе у мамы. А появление на Земле через непростой процесс рождения — это уже начало третьей жизни…
Мы можем, наверное, только предполагать, что на самом деле происходит с ребенком у мамы внутри. За 9 месяцев случается настоящее чудо, когда от духа, из нескольких клеточек появляется человек.
Как с ним себя вести? Уметь прислушиваться, на чисто интуитивном уровне. Мы — мамы — способны почувствовать, что находимся в соединении с ребенком даже тогда, когда его еще не видим.
Мне кажется, в этот период жизни женщины ведущим является ребенок. А мама — как хранилище чуда. Ей нужно себя беречь. Как и в жизни, она может испытывать любые чувства — невозможно все время быть радостной или горевать. Мама проживает свою жизнь и во время беременности тоже, но учитывая, что она не одна.
Как мама пятерых детей хочу сказать, что каждый ребенок ведет себя по-разному. Именно потому, что все они разные по характеру. Кто-то хотел слушать музыку, кто-то нет... кто-то стучится все время вечером, кто-то в течение дня. Я думаю, что мама просто может наблюдать за этим. Не влиять, а чутко наблюдать.
Со всеми детьми я плавала до 9 месяцев. Мне кажется, они все любили этот процесс. Это как двойное удовольствие — мы оба в одинаковой водной среде, плывем, ощущая себя в невесомости.
Разговаривать с детьми… Многие мне говорят, что во время беременности сказки читали… Да, иногда я к нему обращаюсь. Называю по имени. Хотя, конечно, окончательное имя, как мне кажется, придет к ребенку уже в земной жизни.
Я очень чутко осознаю, что это эзотерический период. С тобой происходит невероятное. Живешь в ином ощущении жизни. Сама жизнь тебе помогает, дает новые возможности. И ты понимаешь, что дается это тебе именно потому, что внутри тебя есть жизнь.
Многое еще не раскрыто, как и в самой жизни. Много загадок, которые нам создало мироздание. И жизнь ДО рождения — одна из самых непостижимых…
-6
Материал опубликован сетью детских центров развития «Бэби-клуб»
Источник: Газета для родителей Бэби-клуб (Выпуск 33)