Всем привет, на моем канале я начинаю новую рубрику "ЗАЛЕТ ПО PINK FLOYD", в которой я буду разбирать каждый альбом группы, кроме "The Final Cut", про который я уже рассказывал в этой статье. Мне всегда на моем канале хотелось поподробнее рассказать о каждом альбоме Pink Floyd. Я уже выпускал краткий обзор дискографии, но не удосужился капнуть глубже. И в этой статье мы начнем, конечно же, с самого начала, с самой психоделической работы коллектива. Не буду долго тянуть, приступим.
Пролог
Я не вижу смысла рассказывать о том, насколько великая эта группа и какое она оказала влияние на всю музыку. Вы это сами прекрасно знаете. В этой рубрике моя цель рассказать и, возможно, познакомить новичка с группой Pink Floyd, ну и просто поделится своим мнением, которое будет, возможно, интересно остальным фанатам творчества коллектива. У группы альбомов много, в которых каждый слушатель сможет откопать для себя что-нибудь интересное.
На своем канале я давно хотел разобрать полностью все альбомы Pink Floyd, ведь мне есть чем поделиться, поскольку группу я заслушал до дыр и знаю наизусть каждый их альбом. Ну и как не странно, начать свой экскурс я бы хотел с дебютного альбома, но перед этим неплохо было бы изучить историю зарождения коллектива, корни которого идут аж еще в далеком 1963 году, в году, в котором The Beatles выпустили свою дебютный альбом "Please Please Me", и в котором парочка студентов создала новую группу, которая станет одной из величайших всех времен, и которая сможет по популярности сместить даже всеми надоедливых "Жуков".
История
Молодые Ник Мейсон (будущий ударник) и Роджер Уотерс (будущий басист и автор всех значимых текстов группы) познакомились в Архитектурном факультете Лондонского политехнического института на Риджент-стрит в 1963 году. Те играли в студенческой группе, образованной Клайвом Меткафом и Китом Ноублом, в которой играла также сестра Ноубла - Шейла. К группе вскоре присоединяется будущий клавишник Pink Floyd Ричард Райт, образовав секстет, названным "Sigma 6". Те выступали на разных вечеринках, исполняя сначала кавер-песни бит-группы The Searchers, а затем материал их менеджера и сокурсника Кена Чепмена. Но Меткаф и Ноубл вскоре уходят, решив заняться музыкальной карьерой самостоятельно. Ник Мейсон и Роджер Уотерс жили в одной съемочной квартире, но Мейсон, после окончания второго курса обучения, съезжает, и к Роджеру поселяется Боб Клоуз, которого приняли как гитариста группы, что заставило Уотерса переключится на бас. Вскоре к тем двоим поселяется друг детства Уотерса и будущий гуру психоделического рока - великий и ужасный Сид Баррет, который был на три года моложе Уотерса и Райта и на два года Мейсона. В течение 1964 года с изменениями состава группа пережила множество смен названия, среди которых было даже "The Meggadeaths" (так вот откуда стырил название Дейв Мастейн), но окончательным вариантом стало "The Tea Set".
Итак, группе требовался вокалист и Боб Клоуз позвал в группу своего друга Криса Денниса, который стал фронтменом коллектива. В этом же году группа начала свои первые записи в нанятой студии, расположенной в Уэст-Хэмпстеде. Помог в этом друг Райта, который позволил группе бесплатно использовать студию. Были записаны первые демо группы, среди которых ,блюз "I'm A King Bee", а также три песни, написанные Сидом Барретом - "Butterfly", "Lucy Leave" и "Double O Bo". В начале 1965 года Денниса отправляют на службу, а Клоуз уходит из-за давления со стороны преподавателей и родителей, и на смену обоих приходит в группу Сид Баррет, который также придумывает новое название для коллектива - "The Pink Floyd Sound", которое происходит от названия двух американских блюзменов, фанатом которых был Баррет - Пинка Андерсона и Флойда Каунсила.
В 1966 годах коллектив играл в разных клубах, исполняя в основном ритм-энд-блюзовые композиции. В одном из таких выступлений в клубе The Marquee их замечает лектор Лондонской экономической школы Питер Дженнер, которого впечатлили звуковые эффекты, которые воспроизводили Ричард Райт и Сид Баррет на инструментах, экспериментируя с длинными инструментальными пассажами и импровизациями.
Дженнер, вместе со своим коллегой Эндрю Кингом, стали менеджерами коллектива. Те купили им новые инструменты и оборудование, а также продвинули их в лондонском андерграунде. Также Дженнер предложил убрать из названия слово "Sound", и группа стала официально называться Pink Floyd.
Запись альбома
В 1967 году группа наконец-то была замечена представителями музыкальной индустрии. В период активных переговоров с лейблами звукозаписи, соучредитель и менеджер клуба The Marquee Джо Бойд, а также концертный агент Pink Floyd Брайан Моррисон оплатили для группы сессии на студии Sound Technics в Уэст-Хэмпстеде, которые начались 11 января 1967 года. Там группа записала свой дебютный сингл "Arnold Layne", которым лейбл EMI остался доволен, и те дали группе авансом 5000 футов стерлингов. 1 февраля группа подписала контракт, а также выпустила свой сингл, на обратной стороне которой был би-сайд "Candy and a Currant Bun". "Arnold Layne" стала скандальной, из за отсылок к трансвестизму, из за чего песню отказывались крутить на нескольких радиостанциях. Впрочем, с помощью некоторых уловок, она все равно смогла попасть на 20-ое место в британских чартах.
16 июля 1967 года выходит следующий сингл группы - "See Emily Play", который был намного успешнее предыдущего, поднявшись до 6-го места в британии. Группа начала выступать на телевидении, сперва сыграв в передаче Look of the Week телеканала Би-би-си, а затем на Top Of The Pops, руководство которой потребовало от группы спеть под фонограмму, из-за чего те были недовольны. Благодаря успеху сингла "See Emily Play", группа выступила там во второй раз, но в третий раз Баррет наотрез отказался выходить на сцену. В тот период развития группы участники постепенно начали замечать перемены в его поведении из-за ЛСД, которое он начал активно употреблять еще в начале года. По словам Мейсона, порой фронтмен Pink Floyd "полностью дистанцировался от всего происходящего".
Группа начала записывать свой альбом на студии Abbey Road, продюсером которого стал Норман Смит, который был звукорежиссером ранних альбомов The Beatles. Запись началась 21 февраля 1967 года в третьей студии, рядом с которыми записывались, внимание, The Beatles, работавшие над своим легендарным и общепризнанным (даже слишком) Сержантом Пеппером. Это же надо представить, чтобы в самом начале карьеры записываться с лучшей группой всех времен!
В апреле группа записала "Percy the Rat Catcher", которая стала называться "Lucifer Sam", а также не вошедшую на альбом "She Was a Millionaire". Смит же все время потыкал участниками и называл эти сессии "острыми, как нож". "The Gnome" и "The Scarecrow" были записаны с первого сета. Большая часть альбома была записана Сидом Барретом, так, к примеру, "Bike" была записана в конце 1966 года. Запись песни была закончена 21 мая 1967 года и ее первоначальное название было "Bike Song". 5 мая прошла последняя сессия альбома, а "Pow R, Toc H" стала последней, которую включили в альбом.
Выход и отзывы критиков
5 августа 1967 года альбом появляется на прилавках сперва в моно-версии, а затем в стерео-версии через месяц. Альбом достиг 6 строчки хит-парада в Великобритании. В Америке альбом вышел в октябре и имел совершенно другой и более короткий сет-лист (34:26 минут, оригинал идет 41:56), на котором даже появилась "See Emily Play", до этого имевшая там большой успех.
Альбом был оценен критиками крайне положительно, а спустя годы неоднократно назывался одним из самых ярких психоделических альбомов 60-х. Альбом также высоко оценивался Полом Маккартни, да и журналы Rolling Stone и NME не проходили мимо него, ставившие альбому высокие оценки. Журнал Rolling Stone называл его "золотым достижением Сида Барретта".
Название и Оформление
Вик Сайн занимался созданием обложки альбома. Задняя же часть была оформлена рисунком Сида Баррета. Сайн нанял отдельную отдельную студию вместе с фотографом Дэвидом Бейли. Сайн снимал группу с помощью призматической линзы, которую дал ему Джордж Харрисон, с которым они были в ладах, за пару недель до съемок. В день, когда началась фотосессия, группа устроила самый настоящий маскарад, подбирая яркие и необычные наряды и обсуждая, что лучше всего подойдет. И только спустя пару часов началась фотосессия.
В общем, мы провели прекрасный, позитивный день, снимая отличные картинки и болтая о значении музыки. Мир и Любовь — вот какое было послание, и все мы возвращались по домам счастливые. Через пару дней The Pink Floyd получили готовые фотографии, позже я слышал, что группе они понравились, а Сид оформил заднюю сторону конверта.
— Вик Сайн
Название альбома придумал Сид Баррет, взяв его из седьмой главы книги Кеннета Грэхема "Ветер в ивах", в которой рассказывается о визионерской встрече с богом Паном, который играет на своей свирели на рассвете. Это была одна из любимых книг Барретта, и он часто создавал у друзей впечатление, что он был воплощением Пана. Позже эта отсылка появилась в песне "Shine On You Crazy Diamonds", где Баррет был назван "Пайпером" в одной из строчек.
Композиции
Ну что ж, мы перешли к самому вкусному, а именно к композициям данного альбома. Здесь музыканты оторвались по полной, записав что-то из ряда вон выходящего. Мои первые впечатления, когда я послушал этот альбом, были удивительными и мне он мне ни чуточку не показался странным, хоть я и до него слушал "Wish You Were Here" и "The Dark Side Of The Moon". Какие-то гномы, снующийся по своим домикам, планеты, велики, коты - как же это все необычно, будто я попал в бессмысленную, но в милую сказку, вроде "Алисы в Стране Чудес".
Вообще штука психоделический рок - очень удивительная, и о ней можно рассказывать вечно, но самый главный альбом этого жанра - это именно "The Piper At The Gates Of Dawn", который показал, какой именно должен быть психоделик-рок. Ну и что же такого там записи наши "флойды"? Давайте это выясним и отправимся в удивительную страну чудес и воображений Сида Баррета, и по классике начнем с первой стороны.
Side 1
Итак, альбом начинается с космической "Astronomy Domine", в начале которой Питер Дженнер произносит названия таких планет, как Юпитер, Сатурн и Нептун, а также остальные небесные тела, такие как Оберон, Миранду, Титанию (спутники Урана) и Титан (спутник Сатурна). Голос начинает угасать в пространстве звука, а затем идет резкое тиканье, за которым начинает наплывать четкая гитара Баррета, к которому присоединяются ровный бас Уотерса, агрессивные ударные Мейсона и психоделичные клавишные Райта. Аккорды гитары Сида будто говорят: "не хотите ли с нами отправится в удивительное приключение по космосу?" Ну, а затем начинается жуткий монотонный вокал, появляющийся словно из темноты, все начинает переливаться, перемешиваться, словно одежда в стиральной машине, и вдруг время будто замерло. Музыка приходит в исходное состояние, ну а дальше, по-моему мнению, идет не самая интересная часть композиции. Одна из моих самых любимых композиций на альбоме и я считаю, что это хорошее начало великой пластинки. Она задает тон всей работе и дает отлично понять, что нас ждет следующие 40 минут.
Эта песня отражает первые опыты Сида Баррета с ЛСД в конце 1965 года. Тогда он был страстно увлечен астрономией и был поражен открывшимся ему величием вселенной. О наркотиках я что-то здесь слишком часто говорю, боюсь, как бы мою статью не заблокировали. К сожалению, в дальнейшем ЛСД пошло не на пользу Сиду, и с этого момента начался его распад и деградирование личности. Но надо отметить, благодаря запрещенным веществам он и придумывал множество интересных композиций (в любом случае я это осуждаю). Он словно был одной большой музыкальной шкатулкой. Формы и строение композиций у него уже были в голове, достаточно было это выразить в нотах. Сид Баррет был гениальным музыкантом и дальше вы еще в этом убедитесь.
Второй композицией идет рок-н-ролльная "Lucifer Sam", рифф которой, словно бальзам для ушей. Сид Баррет записал его через педаль Delay. Следом за гитарой музыка начинает дополнятся органом и ровной ритм-секцией. Текст "Lucifer Sam" имеет разные значения: у Сида был сиамский кот, которого как раз звали Сэмом. Также это название может относится к тогдашней девушке Сида - Дженни Спайрс, которую он в песне называл "Ласковой Дженнифер". Ну а также это может быть недвусмысленная метафора на человека, реального или воображаемого, которая происходила от тогдашнего сленга 60-х годов, из-за словосочетания "модная киска". Все эти значения в целом могут быть каноничными и о никакой двусмысленности там речи идти не может.
Вообще, когда я слушаю эту композицию, у меня в голове появляются разные интересные абстракции того самого кота, имеющего необычные и несимметричные пропорции, со сверкающими, словно вспышка, глазами и лукавой мордой, вид которой настораживает и даже пугает. Так еще вокал Сида, словно тот сам боится этого кота. Всю психоделичность песни отлично передает фанатский клип, который сделан великолепно, и который идеально бы походил на официальный.
Одна из ранних вещей группы, написанная еще 1966 году Сидом Барретом. Была первой записанной для альбома и первым треком, записанным группой в студии компании EMI. В тексте песни Сид передает свои впечатления от "таинственных сказочных путешествий" в форме рассказа ребенка, которому мама рассказывает сказку. Малыш хочет послушать от мамы еще одну сказку, о чем говорят строчки: "You only have to read the lines as scribbly black, and everything shines! («Всего-то нужно осилить строчки с чёрными закорючками, и всё засверкает!»). Просьбу ребёнка усиливает повторение после куплетов фразы: "Oh mother tell me more" («Мама, ну, почитай ещё»). Каждый куплет этой песни, по словам Николаса Шэффнера, представляет собой «переливающийся хоровод фантастических персонажей…с волшебными королями, звенящими колоколами и ордами „туманных всадников“». Энди Маббетт, своеобразно интерпретируя стихи песни "Matilda Mother", отмечал, что «Сид играет роль испуганного ребёнка, не желающего, чтобы мать выключила свет после вечерней сказки».
Медленный и монотонный бас входит в дело, пока на заднем плане загадочный орган не начинает медленно наполнять звуковое пространство. Затем начинает играть умная, но в то же время загадочная гитара Сида Баррета. Его вокал обозначает многогранность, психоделичность и таинственность музыки Pink Floyd, унося слушателя в абсолютно далекие, минувшие и не осязаемые миры уголков человеческого сознания, дверей его психики и разума, но в то же время держась между чашами весов реальности и грез. В куплете большее умиление вызывает припев, который идет как лесенка, а затем в конце зеркалит голос Сида. Самая интересная часть композиции - клавишное соло в середине, отдающее немного индийскими и персидскими мотивами, в котором нота за нотой небрежно следуют друг за другом, переливаясь в загадочный эпилог, который затем угасает в конце.
Одна из лучших композиций на альбоме и одна из моих самых любимых вещей на "Пайпере". В этой композиции прекрасно все: интро, припев, соло и эпилог. Ну а про построение и структуру песни я молчу, она здесь шикарна.
Свечение, о котором упоминается в песне, и от которого исходит название - это один из эффектов воздействия ЛСД, когда окружающие предметы начинают как бы сверкать и светиться. Этот эффект нашел отражение во многих живописных работах Сида того времени. Это правда, но я не проверял, да и как-то не хочется, но кто точно убедился в этом, так это Сид, и эта песня, в какой-то степени, его личная. Она была написана на одном из психоделических пикников на берегу реки Кем в Кембридже осенью 1965 года. Впечатления о трипе Сид соединил с детскими воспоминаниями об игре в прятки со своей сестрой Розмари. В детстве Сид ощущал сильное сродство с природой, и, принимая ЛСД, он воскрешал в себе это чувство.
Странная, но умилительная композиция, в которой партии клавишных и ритм-секции перемешиваются, образуя психоделичное полотно сказочных и безумных звуков. И трудно поверить, что такое было записано еще аж в 1967 году. Тем не менее, про эту композицию я скажу, что эта вещь неплохая, но лично меня она не впечатляет. Но это отличная расслабляющая пауза после предыдущих песен.
Вот она, самая безумная композиция на альбоме. Странная, но в то же время протестная, которая способна свести с ума любого искушенного меломана. Эта песня идеально отражает раннее творчество группы и, наверное, является краеугольным камнем их ранних работ. Странные, кричащие, крякающие звуки одни за другим, то появляясь в одном месте, то в другом, создают странную атмосферу отчуждения, словно ты попал в кричащие джунгли, плывя по течению маленькой речки на пироге, гребя в страхе и думая, как бы на тебя не напало какое-нибудь чудище, которое может выпрыгнуть из кустов и съесть тебя. И доплыв до устья, внезапно слышишь отдаленные человеческие крики шаманов и индейцев, устраивающих погребальный обряд вокруг костра. И тут композиция увеличивает свою скорость, перемешивая звуки гитар, клавишных. Ритм-секция бьет во всю мощь, затем звуки словно уносятся в линии времени, и часть переходит в ровный орган. Композиция успокаивается на какое-то время, ну а финал смешивает все в одну субстанцию, ну а в то же время гитара создает такие эффекты, что диву даешься, как такое могло быть записано в 1967 году? Сид Баррет - удивительный гитарист, и вы этом еще убедитесь, при дальнейшем прочтении моей статьи. И песня внезапно угасает. Очень вычурная вещь, но тем не мене все равно получаешь от нее массу удовольствия. Уже пора заканчивать с первой стороной и мы переходим к последней песне.
По-моему мнению, эта композиция является самой худшей на альбоме. Создавалось впечатление, будто эта песня была записана не группой, а фанатами-дилетантами, которые ни разу в жизни не держали музыкальных инструментов и далеких от таких понятий, как ноты и грамотно сложенная структура песни. Мне даже как-то особо нечего сказать про нее. Я итак знаю, что Сид Баррет иногда выдает такие вещи, которые выходят за грани реальности, но чтобы такое записывать - я не знаю. Ладно, не буду долго рассусоливать и перейдем лучше на вторую сторону.
Side 2
"Interstellar Overdrive" была сочинена музыкантами еще осенью 1966 года после возвращения группы в Лондон с летнего отдыха, который они проводили за пределами Англии. Питер Дженнер участвовал в создании риффового лейтмотива композиции, взяв за основу песню Берта Бакарака "My Little Red Book", которую он услышал в обработке группы Love. Сид попытался повторить рифф, но он его исказил, что послужило толчком для создания композиции. Была записана длинная версия, которая шла 16:42 минуты, но для альбома эту песню укоротили до 10 минут. Даже была пятиминутная версия композиции, но она вышла обратным синглом "Arnold Layne", и то во Франции.
На самом деле, это один из тех редких случаев в музыке, когда трудно на альбоме выбрать самую лучшую песню. Нет, это не тот случай, как например с The Beatles "White Album", когда все песни отличные, но какая именно самая лучшая - трудно определить. Нет, композиции на "Piper At The Gates Of Dawn" - это особая штука. Вроде бы есть та же "Interstellar Overdrive" или "Astronomy Domine", но это совершенно не то. И за это мне он и нравится, потому что мне не приходиться зацикливать на какой-то определенной композиции и я могу слушать все сразу и получать тем самым массу удовольствия. Та же история и с "Interstellar Overdrive". По идее, это лучшая композиция на альбоме, но язык у меня не поворачивается так сказать. Какой-то особенный у меня случай с этим альбомом.
На самом деле, ни в чем не повинная вещь, но когда ее слушаешь, понимаешь, что в ней есть что-то особенное. Будто сам попадаешь в маленькую деревню гномов, снующихся туда-сюда и выполняющих свои обыденные дела. Ричард Райт в композиции создает лаконичные звуки на селесте, гитара Сида, словно палитра красок, вырисовывает полянку и домики гномов, а ритм-секция, в лице Мейсона и Уотерса, изображает самих гномов. Ну прям что-то ностальгическое. Сама же песня будто навеяна мотивами Толкиновского "Властелина Колец" и описывает путешествие главного героя Фродо, пережившего "большое приключение". Вообще, книга "Властелин Колец" была одной из самых влиятельных в психоделических тусовках конца 60-х годов, вспомним тех же Tyrannosaurus Rex или Led Zeppelin, да даже The Beatles в некоторой степени. Сказочная вещь, прям ламповая и волшебная, ничего не скажешь.
В этой композиции Сид обращается к древней китайской философской "Книге перемен", а именно к 24-ой главе, в которой описывается гексаграмма "Возврат". Он узнал об этой книге благодаря своей любви к китайской игре "го", в которую он часто играл со своей подругой Линдси Корнер. По-видимому, Сид искал в "Книге Перемен" какого-либо объяснения произошедшему в нем душевному сдвигу, причиной которого явились не только опыты с ЛСД, но и неожиданно пришедшая слава.
Я далек от восточной философии и не увлекаюсь всякими Японскими и Китайскими философскими течениями, да даже, если отбросить текстовую составляющую песни, то мне она никогда не нравилась. Группа как будто не дает волю композиции и не дает ей плавного развития. Лично мне она навивает тоску, заставляя переключить на панели плеера следующую песню.
Достаточно депрессивная и экзистенциальная композиция, в которой Сид сравнивает себя со страшилой, "смирившегося со своей судьбой". Сначала идет монотонный ритм, за которым начинают плыть задумчивые клавишные, вырисовывая степь и поле, в котором расположилось "Пугало", главный герой данной композиции. Вокал Сида не придает никакой радости и оптимизма, а лишь усиливает депрессивное настроение композиции.
"Scarecrow" вещица хорошая, но ей, по-моему мнению, чего-то не хватает. Какой-то развязки, в которой бы произведение удачно завершилось или предало какой-то динамики. А вообще это важная композиция группы, поскольку тема, затрагиваемая в ней, станет основой для будущих произведений Pink Floyd. Ну ладно, я же не Лев Толстой, поэтому долго тянуть не буду и закончу наконец-то мой скромный очерк последней вещью данного альбома.
"Пайпер" заканчивается странной, но в то же время привлекательной вещицей "Bike", в которой обороты безумия и психоделичности достигают своего максимального предела. Мне очень нравится ее структура: после припева каждый раз слышится внезапный ударный шум, а ритм композиции начинает по-тихоньку замедляться. В композиции Сид опять поет о своей подруге Дженни Спайрс. В песне лирический герой показывает девушке разные предметы: плащ, бездомную стареющую мышь, которую он называет Джеральдом и клан пряничных человечков, потому что она "вписывается в его мир". Завершается композиция зацикленной записью смеющихся участников группы в обратном порядке и проигрывается с удвоенной скоростью.
Мелодика, структура, остроумный текст - в ней великолепно все. Ник Мейсон в своей книге "A Saucerful Of Secrets" писал, что это одна из самых вещей, которых сочинял Сид; в ней имеется сложная структура и смысл, который окутывает данную композицию.
Итог:
Ну что ж, резюмируя скажу, что альбом "Piper At Gates Of A Dawn" - великолепен во всех отношениях. В нем отличные композиции, которые даже сейчас поражают воображение и порой задаешься вопросом, как такое вообще могли записать аж в 1967 году! Это шедевр психоделичного рока, который навсегда оставил след в истории рок-музыки. Могу долго одаривать различными эпитетами и клише данный альбом, но лично для меня он необыкновенно важен. Минусов я в нем, на удивление, не нашел, разве что портит впечатление "Take Up...", но альбом от этого хуже не становится. Моя личная оценка альбому 9/10.
Ну и что там, собственно, с группой. Следом я пройдусь по альбому "A Saucerful Of Secrets", который стал последним альбомом для Сида Баррета в группе Pink Floyd, штурвал которой взял в свои руки Дэвид Гилмор, друг остальных участников и просто талантливый музыкант, который еще успеет проявить себя в группе, но как говорится: "Это уже совсем другая история"...